пятница, 7 июля 2017 г.

Синяя птица

Неизменное новогоднее ожидание чуда всегда связано со сказкой. И уже давно прошли те времена, когда считалось, что сказки пишутся только для детей. Предлагаем немного и по-взрослому, и по-детски заглянуть в волшебный мир вместе с бельгийским писателем Морисом Метерлинком.

Бельгийский символист Морис Метерлинк, дебютировав в литературе одновременно и как поэт, и как драматург, считал себя прежде всего поэтом и утверждал, что все его драмы «написаны стихами, и только напечатаны, как проза». В самом деле, в прозаической речи персонажей его драм явственно слышен особый ритм, рождающий эффект мелодичности, напевности, музыкальности. Недаром пьесы Метерлинка называли «драматургическими стихотворениями».
          Морис Метерлинк – выдающийся драматург Бельгии, которого при жизни называли бельгийским Шекспиром.

 Русский режиссер Константин Станиславский, готовя в Художественном театре постановку « Синей птицы», посетил автора пьесы. На то время драматург жил во Франции, в Нормандии, в бывшем аббатстве Сент- Вандрелл, расположенном среди густого леса. Станиславского поразило, что Метерлинк, влюбленный в технику, заядлый автомобилист, жил в средневековом монастыре. Кабинет Метерлинка, спальни, комнаты секретаря и прислуги расположены в переоборудованных кельях монахов. Уважаемому гостю отвели помещение в башне, в бывших покоях архиепископа.
  Морис Метерлинк, фламандец по происхождению, родился в Генте, в семье нотариуса. Получил обычную для обеспеченного юноши того времени образование: окончил иезуитский колледж и юридический факультет Парижского  университета. Адвокатом работал недолго, потому что почувствовал настоятельную потребность творить. Свою первую драму          « Принцесса Мален» Метерлинк издал в пятнадцати экземплярах за свой счет  и раздарил друзьям. Поэтому, как гром среди ясного неба была для него статья парижского критика Октава Мирбо, который заявил, что Метерлинк ( « не знаю, откуда он и кто он, старый или молодой, богатый или бедный») создал « самое гениальное произведение  нашего времени». Таков восторженный  отзыв привлек к молодому литератору внимание, как читателей, так и критиков, а также представителей театральных кругов.

          Пожалуй, самое известное произведение, и мое любимое, Метерлинка – пьеса « Синяя птица». Посмотрев фильм, поставленный по этой пьесе, я несколько дней находилась под впечатление от увиденного, оказывается чудеса живут рядом с нами, нужно только их уметь увидеть и прислушаться к ним, и кот ответит тебе, а цветы оживут и мир вокруг заиграет совершенно другими красками. И только, повзрослев и прочитав саму пьесу, поняла сколько все- таки в ней скрыто философского смысла, который начинаешь понимать со временем. Что же скрыто в этой сказке?
Дети, мальчик Тильтиль и девочка Митиль, отправляющиеся на поиски Синей птицы,- это человечество, которое ищет свое счастье. В чем же оно, это счастье? Прежде всего в познании тайн природы. Однако истина бесконечна, нельзя овладеть ею раз и навсегда; познание - процесс трудный и в сущности бесконечный. Истину нельзя поймать, как птицу. За нее можно вести борьбу, тяжелую и порой кровопролитную. Так, Тильтиль во дворце Ночи, мужественно преодолевая страх, открывает одну за другой двери, за которыми скрываются тайны Ночи.

Он видит Болезни, зачахшие с тех пор, как Человек открыл их возбудителя - микробов; лишь маленький Насморк еще чувствует себя вполне бодрым. Тильтиль видит чудовища Войн, более страшные, чем когда-либо; оробевшие Мраки и Ужасы, среди которых лишь немногие еще не боятся Человека; и, наконец, самую сокровенную тайну Ночи, великую истину, миллионы Синих птиц. Эпизод этот высоко символичен. Метерлинк говорит о том, что человеческому познанию доступно все, что непознаваемого нет - есть лишь непознанное, которым рано или поздно человек овладеет. Он утверждает всемогущество Человека: Тильтиль открывает дверь к великой тайне природы и радостно видит Синих птиц истины.
Не менее символичен эпизод "Лес". Деревья и животные ревниво оберегают свою тайну, они враждебны Человеку, они не хотят отдать ему Синюю птицу, "великую тайну вещей и счастья". Деревья и звери судят Человека и приговаривают его к смерти. И вот оказывается: маленький мальчик, вооруженный карманным ножом и поддержанный лишь собакой, сильней всех обитателей леса. Как бы ни сопротивлялась природа, как бы ни бунтовала, человек - царь ее. Метерлинк утверждает величие Человека. Но апофеоз этого величия - эпизод "В царстве будущего". Тильтиль оказывается среди неродившихся еще детей, он видит грядущих благодетелей рода людского: изобретателей самолета и межпланетных кораблей; великих преобразователей природы, которым суждено вырастить огромный, как груши, виноград и яблоки величиной с дыни; люди будущего найдут средство для продления жизни, откроют способ согреть землю, когда погаснет солнце, уничтожат общественную несправедливость и даже победят смерть. Победу над смертью одержит слепой - Метерлинк как бы полемизирует с самим собой, создавшим в молодости образ слепца, символ человеческого рода. Утопия, изображенная Метерлинком в этой сцене,- это гимн всемогущей мысли, не знающей преград; мысли, которая одержит верх над силами природы и над несправедливостью общества. Впрочем, Синяя птица, пойманная Душой Света в Царстве будущего, на земле тоже меняет цвет - она становится красной. Душа Света говорит по этому поводу: "Надо думать, что никакой Синей птицы нет или что она меняет цвет, когда ее сажают в клетку". Есть и другое отличие человеческого счастья -счастье заботы о другом человеке, счастье любви к людям. В этом и смысл той Синей птицы, которую Тильтиль находит у себя дома: птица оказывается синей, когда он отдает ее больной девочке, внучке мадам Берленго.

"Синяя птица" пронизана фольклором. При этом важно отметить не столько отдельные фольклорные мотивы (костюмы Кота в сапогах, лакея из "Золушки", времен года из "Ослиной шкуры", Синей Бороды, мальчика-с-пальчик, Гретель и т. п.), сколько общую сказочную интонацию пьесы, господствующий в ней взгляд на мир, пленительный по детской свежести и непосредственности. Об этом говорил Александр Блок в речи, произнесенной актерам Большого драматического театра в 1920 году: "Только сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычайным, и в этом вся соль пьесы... Этот ритм, имя которому - жизнь, остановка которого есть смерть, этот ритм присутствует в каждой народной волшебной сказке; им проникнута и сказка Метерлинка, корни которой теряются в глубине народной души".

 Так что же такое синяя птица, а  это символ счастья, истины, добра.
Все эти прекрасные птицы — иллюзия, они — мир грез, мир обманчивого лунного света. Мечта, счастье, полет — все это таит в себе много опасностей. Ведь есть только одна-единственная птица, про которую загадочно говорят: «Та самая!» Только она не боится солнечного света. Невозможно отличить лунную синюю птицу от солнечной. Они похожи как две капли воды. Они все одинаковые. Но за одной стоит настоящее счастье, а другая — искусственный, иллюзорный мир фантазии. И Метерлинк как будто дает совет: когда в руках у тебя так много синих птиц, остановись и, подобно героям сказки, возвращайся поскорее в реальный День, возвращайся к настоящим солнечным лучам. И живи.
Использованные источники:
http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st016.shtml

Комментариев нет:

Отправить комментарий