Неизменное
новогоднее ожидание чуда всегда связано со сказкой. И уже давно прошли те
времена, когда считалось, что сказки пишутся только для детей. Предлагаем
немного и по-взрослому, и по-детски заглянуть в волшебный мир вместе с
бельгийским писателем Морисом Метерлинком.
Бельгийский
символист Морис Метерлинк, дебютировав в литературе одновременно и как поэт, и
как драматург, считал себя прежде всего поэтом и утверждал, что все его драмы
«написаны стихами, и только напечатаны, как проза». В самом деле, в
прозаической речи персонажей его драм явственно слышен особый ритм, рождающий
эффект мелодичности, напевности, музыкальности. Недаром пьесы Метерлинка
называли «драматургическими стихотворениями».
Морис Метерлинк – выдающийся драматург
Бельгии, которого при жизни называли бельгийским Шекспиром.
Русский режиссер Константин Станиславский,
готовя в Художественном театре постановку « Синей птицы», посетил автора пьесы.
На то время драматург жил во Франции, в Нормандии, в бывшем аббатстве Сент-
Вандрелл, расположенном среди густого леса. Станиславского поразило, что
Метерлинк, влюбленный в технику, заядлый автомобилист, жил в средневековом
монастыре. Кабинет Метерлинка, спальни, комнаты секретаря и прислуги
расположены в переоборудованных кельях монахов. Уважаемому гостю отвели
помещение в башне, в бывших покоях архиепископа.
Морис Метерлинк, фламандец по происхождению,
родился в Генте, в семье нотариуса. Получил обычную для обеспеченного юноши
того времени образование: окончил иезуитский колледж и юридический факультет
Парижского университета. Адвокатом
работал недолго, потому что почувствовал настоятельную потребность творить. Свою
первую драму « Принцесса Мален»
Метерлинк издал в пятнадцати экземплярах за свой счет и раздарил друзьям. Поэтому, как гром среди
ясного неба была для него статья парижского критика Октава Мирбо, который
заявил, что Метерлинк ( « не знаю, откуда он и кто он, старый или молодой, богатый
или бедный») создал « самое гениальное произведение нашего времени». Таков восторженный отзыв привлек к молодому литератору внимание,
как читателей, так и критиков, а также представителей театральных кругов.
Пожалуй, самое известное произведение, и мое
любимое, Метерлинка – пьеса « Синяя птица». Посмотрев фильм, поставленный по
этой пьесе, я несколько дней находилась под впечатление от увиденного,
оказывается чудеса живут рядом с нами, нужно только их уметь увидеть и
прислушаться к ним, и кот ответит тебе, а цветы оживут и мир вокруг заиграет
совершенно другими красками. И только, повзрослев и прочитав саму пьесу, поняла
сколько все- таки в ней скрыто философского смысла, который начинаешь понимать
со временем. Что же скрыто в этой сказке?
Дети, мальчик Тильтиль и девочка Митиль,
отправляющиеся на поиски Синей птицы,- это человечество, которое ищет свое
счастье. В чем же оно, это счастье? Прежде всего в познании тайн природы.
Однако истина бесконечна, нельзя овладеть ею раз и навсегда; познание - процесс
трудный и в сущности бесконечный. Истину нельзя поймать, как птицу. За нее
можно вести борьбу, тяжелую и порой кровопролитную. Так, Тильтиль во дворце
Ночи, мужественно преодолевая страх, открывает одну за другой двери, за
которыми скрываются тайны Ночи.
Он видит Болезни, зачахшие с тех пор,
как Человек открыл их возбудителя - микробов; лишь маленький Насморк еще
чувствует себя вполне бодрым. Тильтиль видит чудовища Войн, более страшные, чем
когда-либо; оробевшие Мраки и Ужасы, среди которых лишь немногие еще не боятся
Человека; и, наконец, самую сокровенную тайну Ночи, великую истину, миллионы
Синих птиц. Эпизод этот высоко символичен. Метерлинк говорит о том, что
человеческому познанию доступно все, что непознаваемого нет - есть лишь
непознанное, которым рано или поздно человек овладеет. Он утверждает
всемогущество Человека: Тильтиль открывает дверь к великой тайне природы и
радостно видит Синих птиц истины.
Не менее символичен эпизод
"Лес". Деревья и животные ревниво оберегают свою тайну, они враждебны
Человеку, они не хотят отдать ему Синюю птицу, "великую тайну вещей и
счастья". Деревья и звери судят Человека и приговаривают его к смерти. И
вот оказывается: маленький мальчик, вооруженный карманным ножом и поддержанный
лишь собакой, сильней всех обитателей леса. Как бы ни сопротивлялась природа,
как бы ни бунтовала, человек - царь ее. Метерлинк утверждает величие Человека.
Но апофеоз этого величия - эпизод "В царстве будущего". Тильтиль
оказывается среди неродившихся еще детей, он видит грядущих благодетелей рода
людского: изобретателей самолета и межпланетных кораблей; великих
преобразователей природы, которым суждено вырастить огромный, как груши,
виноград и яблоки величиной с дыни; люди будущего найдут средство для продления
жизни, откроют способ согреть землю, когда погаснет солнце, уничтожат
общественную несправедливость и даже победят смерть. Победу над смертью одержит
слепой - Метерлинк как бы полемизирует с самим собой, создавшим в молодости
образ слепца, символ человеческого рода. Утопия, изображенная Метерлинком в
этой сцене,- это гимн всемогущей мысли, не знающей преград; мысли, которая
одержит верх над силами природы и над несправедливостью общества. Впрочем,
Синяя птица, пойманная Душой Света в Царстве будущего, на земле тоже меняет
цвет - она становится красной. Душа Света говорит по этому поводу: "Надо
думать, что никакой Синей птицы нет или что она меняет цвет, когда ее сажают в
клетку". Есть и другое отличие человеческого счастья -счастье заботы о
другом человеке, счастье любви к людям. В этом и смысл той Синей птицы, которую
Тильтиль находит у себя дома: птица оказывается синей, когда он отдает ее
больной девочке, внучке мадам Берленго.
"Синяя птица" пронизана
фольклором. При этом важно отметить не столько отдельные фольклорные мотивы (костюмы
Кота в сапогах, лакея из "Золушки", времен года из "Ослиной
шкуры", Синей Бороды, мальчика-с-пальчик, Гретель и т. п.), сколько общую
сказочную интонацию пьесы, господствующий в ней взгляд на мир, пленительный по
детской свежести и непосредственности. Об этом говорил Александр Блок в речи,
произнесенной актерам Большого драматического театра в 1920 году: "Только
сказка умеет с легкостью стирать черту между обычным и необычайным, и в этом
вся соль пьесы... Этот ритм, имя которому - жизнь, остановка которого есть
смерть, этот ритм присутствует в каждой народной волшебной сказке; им
проникнута и сказка Метерлинка, корни которой теряются в глубине народной
души".
Так что же такое синяя птица, а это символ счастья, истины, добра.
Все эти прекрасные птицы — иллюзия, они — мир грез,
мир обманчивого лунного света. Мечта, счастье, полет — все это таит в себе
много опасностей. Ведь есть только одна-единственная птица, про которую
загадочно говорят: «Та самая!» Только она не боится солнечного света.
Невозможно отличить лунную синюю птицу от солнечной. Они похожи как две капли
воды. Они все одинаковые. Но за одной стоит настоящее счастье, а другая —
искусственный, иллюзорный мир фантазии. И Метерлинк как будто дает совет: когда
в руках у тебя так много синих птиц, остановись и, подобно героям сказки,
возвращайся поскорее в реальный День, возвращайся к настоящим солнечным лучам.
И живи.
Использованные источники:
http://istoriya-teatra.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st016.shtml
Комментариев нет:
Отправить комментарий