понедельник, 25 апреля 2016 г.

Чернобыльская молитва

     Нобелевским лауреатом по литературе в 2015 году названа русскоязычная белорусская писательница Светлана Алексиевич. Ее книга «У войны не женское лицо» давно уже стала классикой. «Цинковые мальчики» и «Чернобыльская молитва» вызвали неоднозначную реакцию публики. «Время секонд хэнд» вышла в финал российской литературной премии «Большая книга» и победила по результатам читательского голосования. Светлана Алексиевич известна в Европе не просто не меньше, а возможно даже больше, чем в русскоязычном пространстве. Ее книги переведены на 20 языков. Совокупный тираж переводов составляет миллионы экземпляров.

 У Алексиевич вообще очень примечательная и, можно даже сказать, «нобелевская» биография. Она идеальный гражданин мира. Родилась в белорусско-украинской семье на Украине. Ребенком переехала в Белоруссию. Во взрослом возрасте долгое время жила в Италии, Германии, Франции, Швеции. Недавно, вернулась назад в Минск.
Несколько десятилетий Светлана Алексиевич пишет свою хронику "Голоса Утопии". Изданы пять книг, в которых "маленький человек" сам рассказывает о времени и о себе. Названия книг уже стали метафорами: "У войны не женское лицо", "Цинковые мальчики", "Чернобыльская молитва"... По сути, она создала свой жанр - полифонический роман-исповедь, в котором из маленьких историй складывается большая история, наш XX век.

  Ее произведения – каталог трагедий советской и постсоветской истории: Великая Отечественная (книги «У войны не женское лицо» и «Последние свидетели» соответственно о женщинах и детях войны), Афганистан («Цинковые мальчики»), Чернобыль («Чернобыльская молитва»), самоубийства 90-х («Зачарованные смертью») и проблема постсоветских беженцев («Время секонд-хэнд»). Ее книги неудобны, ее свидетельства безжалостны и бесстрастны, как тот рассказ о матери-одиночке из 1937-го, которая при аресте попросила свою бездетную подругу позаботиться о ее дочери. Та вырастила девочку, а когда мать через 17 лет вернулась из лагерей и попросила посмотреть свое дело, оказалось, что донесла на нее та самая подруга, мечтавшая о дочке; не вынеся этой правды, женщина повесилась. Подобных историй у Алексиевич сотни, она как иглами попадет ими в те самые болевые точки, о которых в России говорить не принято.
  Трагедия на АЭС «Фукусима» напомнила всему миру об аварии в Чернобыле, которая произошла 30 лет назад. В Германии буквально смели с прилавков магазинов «Чернобыльскую молитву».
 26 апреля 1986 года, теплый апрельский день, дети идут в школу. Мне и моим одноклассникам было по  16 лет в тот год. Мы не сразу узнали о том , что случилось, да и когда узнали не поняли чем же нам это грозит, ведь ничего не изменилось, и только наш пожилой и очень умный учитель физики бегал по классу и говорил: « Вы не понимаете, вы просто ничего не понимаете». Да и что мы могли понять, ведь о трагедии сообщили не сразу, люди ходили по  солнечным улицам, надев на себя летние вещи. И только слухи, что случилось что-то страшное. Брат моей подруги был в Киеве и вернувшись оттуда рассказывал, что улицы каждый день моют с мылом, а в Одессу стали приезжать люди из столицы в попытке переждать последствия аварии, хотя никто не знал как долго они продлятся. А правительственных сообщений о катастрофе все так же не было. И это в Одессе, а что же творилось на месте трагедии?
   Чернобыльская трагедия – это печальный урок для человечества. Самая грандиозная техногенная катастрофа произошла 26 апреля 1986 года, на 4-м блоке Чернобыльской атомной электростанции в небольшой городке-спутнике под названием Припять. Немыслимое количество смертельно-опасных радиоактивных веществ оказалось в воздухе. В некоторых местах уровень радиационного загрязнения в тысячи раз превысил стандартный фон радиации. стало понятно, что после взрыва здесь будет другой мир — земля, где нельзя сеять, реки, в которых нельзя купаться и ловить рыбу и дома… в которых нельзя жить
Уже спустя час после взрыва радиационная обстановка в Припяти была очевидна. Никаких мер из-за аварийной ситуации предпринято не было: люди не представляли, что делать. Согласно инструкциям и приказам, существующим уже 25 лет, решение об эвакуации населения из пораженной зоны обязаны были принимать местные власти. Ко времени прибытия Правительственной комиссии уже можно было эвакуировать всех жителей Припяти, причем даже пешком. Но никто не решился взять на себя такую ответственность (к примеру, шведы первым делом вывезли всех людей из зоны своей электростанции, а лишь потом взялись выяснять, что выброс произошел не на их станции). С утра, 26 апреля, все дороги Чернобыля были залиты водой и непонятным белым раствором, всё было белым, все обочины. В город было стянуто множество милиционеров. Но они ничего не делали — просто расположились у объектов: почты,  дворца культуры. Везде гуляли люди, маленькие дети, стояла сильная жара, люди ехали на пляж, на дачи, на рыбалку, отдыхали на речке у охлаждающего пруда – искусственного водохранилища близ АЭС.
Первые разговоры об эвакуации Припяти появились в субботу вечером. А в час ночи вышло указание — за 2 часа подготовить документы для эвакуации. 27 апреля была опубликована директива: "Товарищи, из-за аварии на Чернобыльской АЭС объявляется эвакуация города. При себе иметь документы, необходимые вещи и, по возможности, пищу на 3 дня. Начало эвакуации в 14:00." Вообразите себе колонну в несколько тысяч автобусов с горящими фарами, движущуюся по шоссе в 2 ряда и вывозящую из радиационной зоны всё население Припяти — женщин, стариков, взрослых людей и новорожденных младенцев. Колонны автобусов ехали на запад, в сторону села Полесского, Ивановского районов, соседних с Чернобылем. Так Припять и превратилась в город-призрак
Эвакуация Припяти была выполнена организованно и четко, выдержку проявили практически все эвакуируемые. Но как же можно описать безответственность, проявленную по отношению к населению, когда в течение суток до эвакуации ничего не сказали, не запрещали детям  гулять по улицам. А школьники, ничего не подозревая бегавшие в субботу на переменках? Неужели невозможно было спасти их, запретить находиться на улице? Неужели кто-нибудь осудил бы политиков за подобную перестраховку?
Трагическую «Чернобыльскую молитву», четвёртую книгу цикла «Голоса утопии», написанную в 1997 году,  Алексиевич составила из интервью с теми, чью жизнь перевернула ядерная катастрофа 1985 года — с жителями Припяти, ликвидаторами, врачами, учеными. Это эмоциональные, потрясающие по откровенности рассказы. Вот слова одного из героев книги:
«...Я задумался, почему о Чернобыле молчат, мало пишут наши писатели, продолжают писать о войне, о лагерях, а тут молчат? Думаете, случайность? Если бы мы победили Чернобыль, о нем говорили и писали бы больше. Или если бы мы его поняли. Мы не знаем, как добыть из этого ужаса смысл. Не способны. Так как его нельзя примерить ни к нашему человеческому опыту, ни к нашему человеческому времени...»
Чернобыльская молитва – это роман-свидетельство. Несомненно это самый сильный текст, написанный на белорусском и русском языке.                            Алексиевич  беседовала более чем с пятьюстами свидетелями аварии. Книга описывает психологическую и личностную трагедию, которой стала Чернобыльская авария, и исследует впечатления людей, и то, как авария повлияла на их жизни
Так что же лучше: помнить или забыть?




 Сама Светлана Алексиевич говорит, что ее книга не о самой аварии на Чернобыльской АЭС, а о мире после Чернобыля. О том, как человек приспосабливается к жизни после катастрофы, обживает новую реальность. Светлана считает, что люди, живущие после Чернобыля, живут уже после третьей мировой войны.  По мнению критиков - это лучшая книга, написанная о человеческой трагедии    Чернобыля.
По мотивам «Чернобыльской молитвы» был снят короткометражный фильм «Дверь». Который номинирован на премию "Оскар" в категории "Лучший короткометражный игровой фильм".
Режиссёр
фильма Хуанита Уилсон.


Фильм основан на повествовании Николая Калугина из книги Светланы Алексиевич о том, как родители теряют дочь в результате чернобыльской трагедии: "Положили ее на дверь... На дверь, на которой когда-то лежал мой отец. Пока не привезли маленький гроб... Он был маленький, как коробка из-под большой куклы. Я хочу засвидетельствовать - моя дочь умерла от Чернобыля. А от нас хотят, чтобы мы этого не помнили...".  Одна из основных мыслей, которую пытается донести до нас автор «Чернобыльской молитвы», о том, что природа гораздо могущественней человека и уже начинает мстить нам.

Использованная литература:
Алексиевич С.А. Чернобыльская молитва: Хроника будущего. -М.:Время, 2016.
https://ru.wikipedia.org/wiki
http://lifeglobe.net/blogs/details?id=46
https://www.livelib.ru/pubseries/34565
http://www.alexievich.info/booksRu.html
https://ru.wikipedia.org/wiki

Комментариев нет:

Отправить комментарий