среда, 17 января 2018 г.

Сказки Гофмана

     Сказки Гофмана запросто могут быть забавными и страшными, светлыми и пугающими, но фантастическое в них всегда возникает неожиданно, из самых простых вещей. В этом и был главный секрет, о котором первым догадался Эрнст Гофман.


     Вы откроете для себя яркий мир, читая сказки Гофмана. Насколько обворожительны эти сказки! Как разительно отличаются сказки Гофмана от большинства, которые мы читали до сих пор! Фантастический мир под пером Гофмана возникает из простых вещей и событий. Именно потому весь список сказок Гофмана открывают нам совершенно другой, еще более интересный мир - мир человеческих чувств и мечтаний. На первый взгляд кажется, что действие в сказках происходит, как это бывает в сказке, "в некотором государстве", но на самом деле все, о чем пишет Гофман, можно проследить в том тревожном времени, современником которого был писатель
    Таланты Гофмана совсем не ограничивались писательством, и на его могиле написано: "Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец". И, несмотря на то, что все написанное - абсолютная правда, он умер в нищете, а его имущество распродали через несколько дней после смерти.
Он мечтал остаться в истории не как литератор, а как композитор и музыкант. С детства музыка делала его самым счастливым человеком на свете, поэтому к 12 годам Гофман уже освоил орган, скрипку, арфу и гитару. Он сочинил первую в историю романтическую оперу "Ундина" и даже первое литературное произведение "Кавалер Глюк" (1809) было о музыке и музыканте. И этому человеку с талантливой и чуткой душой пришлось почти всю жизнь проработать юристом. Хотя, наверное, Гофман был бы рад, что его сказки вдохновили множество композиторов на создание прекрасной музыки.
       Юристом Гофман был превосходным, хоть и ненавидел работу всей душой, сравнивая конторку, в которой он работал, со скалой Прометея. А вот карьера у него складывалась урывками, и не из-за непрофессионализма, а из-за едкого и порывистого характера. Из-за этого Гофмана постоянно перебрасывали по службе. Мало какая женщина смогла бы долго терпеть такого мужа, но Михалина Тшцинская, полька по национальности, оказалась чудесной супругой. Она все время была рядом с мужем, тихо гордилась его гением, поддерживала его в трудные времена и прощала измены.

       Тяжёлым потрясением для четы Гофман стало вторжение наполеоновских войск в Пруссию. и последовавшая за эти война. Эрнст даже начал воспринимать Бонапарта как своего личного врага. Когда французские войска подошли вплотную к Варшаве, Гофман потерял работу, его дочь умерла, а больная жена была вынуждена отправиться к родителям. Сам же писатель перебрался в Берлин и был вынужден перебиваться карикатурами на французского императора. Наконец Гофман получает работу, связанную с музыкой - он устраивается капельмейстером в театр небольшого городка Бамберг. Он счастлив, хоть работа и не приносит особенных денег. Однако он в центре событий - на гастролях труппы в Дрездене Гофман попадает в самый разгар боя, и даже видит издалека ненавистного императора. Хотя это ничуть не озаботило писателя - во время сражения он увлеченно дописывал свой "Золотой горшок". Однако в театре Гофман надолго не задержался. Друг по университету устраивает непутевого товарища советником Берлинского апелляционного суда. Именно тогда, совершенно неожиданно для Эрнста, он начинает обретать известность, как писатель.
      Каждый вечер он напивался, приходил домой и начинал писать. Говорят, иногда жуткие фантазии так будоражили его воображение, что он будил жену и дальше писал только в её присутствии. Может быть, именно из-за этого в его сказках часто встречаются сложные и неожиданные повороты сюжета. А утром Гофман собирался и шёл на работу, чтобы вновь выполнять скучные юридические обязанности. Скорее всего, до ранней смерти писателя довел такой нездоровый образ жизни - много вина, мало сна и физической активности. У Эрнста Теодора развилась болезнь спинного мозга, которая съела его очень быстро. К концу жизни писатель оказался полностью парализованным. Гофману было всего 46 лет, когда он умер.
    Гофман был первым музыкальным критиком Германии. Поначалу Эрнст Теодор был известен как критик, а не как писатель. Его студенческий товарищ с удовольствием публиковал рецензии и статьи Гофмана в своем журнале. Он начинает активно заниматься музыкой, переехав в Варшаву, и даже меняет одно из своих имен и становится Амадеем, в честь любимого Моцарта. Та же он создает оркестр, пишет для него музыку и самостоятельно дирижирует при исполнении собственных произведений. В бамбергский период Гофман публикует критические статьи о творчестве Бетховен, Огинского и нескольких других композиторов.

   Буйная фантазия проявилась у него довольно рано. Друг детства писателя, чей дядя был бургомистром Кенигсберга, вспоминает: "У друзей возник смелый план прорыть подземный ход к находившемуся неподалеку пансиону благородных девиц, чтобы незаметно наблюдать оттуда за прелестными девушками. Зоркий взгляд дяди Отто, который ради здорового пищеварения много работал и гулял в саду, положил конец грандиозным замыслам. Гофман сумел убедить его, что вырытая яма предназначается для посадки некоего американского растения, и добрый старик заплатил двум работникам, чтобы те закопали ее". "Добрый старик" за полным отсутствием чувства юмора поверил в фантастическую историю.
     В жизни Гофмана была трагическая любовь. Писатель, подрабатывающий музыкальным репетитором, безнадежно влюбился в собственную ученицу Юлию Марк. Разница в возрасте была колоссальная, да и Юлия не пылала страстью к больному, бедному, неудачливому алкоголику Гофману. Он совершенно не привлекает девушку, а писатель, напротив, превозносит красоту и таланты Юлии. К тому же, девушка молода, ее родители богаты и влиятельны, ей не нужно думать о приданом. Она веселится в кругу друзей, а Гофман страдает от неразделенной страсти, сгорая как свеча. Только музыка помогает писателю ненадолго забыться. Так продолжается до тех пор, пока его возлюбленная не принимает предложение руки и сердца от обычного немецкого торгаша, который совершенно не умеет себя вести. Когда Гофман узнает о помолвке, все его чувства к Юлии мгновенно улетучиваются.
     Сказки Гофмана автобиографичны. Особенно заметно это в произведениях, написанных после встречи с Юлией Марк. Особенно хорошо это показывает последний роман Гофмана "Житейские воззрения кота Мурра" (1819), в котором большинство героев (включая главных) списано с людей из бамбергского периода жизни немецкого романтика. А очаровательный кот Мурр - разумное воплощение домашнего любимца Гофмана, умершего незадолго до смерти писателя.

     История жизни Гофмана — это история непрестанной борьбы за кусок хлеба, за обретение себя в искусстве, за свое достоинство человека и художника. Отзвуками этой борьбы полны его произведения., но сказка «Щелкунчик и мышиный король» отличается от прочих рассказов светлой, мажорной тональностью и блещет всеми красками неистощимой гофмановской фантазии. 

     Но хотя Гофман сочинял «Щелкунчика» для детей своего друга Гитцига, он коснулся в этой сказке отнюдь не детских тем. Снова, хотя и приглушенно, звучит здесь мотив механизации жизни, мотив автоматов. Крестный Дроссельмейер дарит на рождество детям советника медицины Штальбаума чудесный замок с движущимися фигурками кавалеров и дам. Дети восхищены подарком, но однообразие происходящего в замке им вскоре надоедает. Они просят крестного сделать так, чтобы человечки заходили и задвигались как-нибудь по-другому. «Этого никак нельзя, — возражает крестный, — механизм сделан раз и навсегда, его не переделаешь». Живому восприятию ребенка — а оно сродни восприятию поэта, художника — мир открыт во всех своих многообразных возможностях, в то время как для «серьезных», взрослых людей он «сделан раз и навсегда» и они, по выражению маленького Фрица, «заперты в доме» (как Ансельм был закупорен в банке). Романтику Гофману реальная жизнь представляется тюрьмой, узилищем, откуда есть выход только в поэзию, в музыку, в сказку или в безумие и смерть.

Использованные источники
 Банникова Н.П. Бархота М.П. и др. Зарубежная литература для детей и юношества. Учеб. для ин-тов культуры. в 2 ч. Ч.1 -М.: Просвещение 1989
Гофман Э. Т.А. Эликсиры сатаны - Ленинград " Наука" 1984
Гофман Э.Т.А. Новеллы- Л.: Лениздат 1990
https://www.livelib.ru/author/16632-ernst-teodor-amadej-gofman

Комментариев нет:

Отправить комментарий