понедельник, 3 апреля 2017 г.

Кошки в литературе 3.0


    Говорят, что натура кошки загадочна и непостижима. Человеку не дано разгадать ее. Но к любой тайне, пусть даже и зная, что она останется таковой навсегда, можно подойти очень близко, чтобы разглядеть и постичь хотя бы часть тайного знания. Нужно только захотеть. Дорис Лессинг — английская писательница и лауреат Нобелевской премии — сумела это сделать...


      В своей автобиографии на сайте лауреатов Нобелевской премии Дорис пишет: «Я помню, как в одну из зим моя мать слепила кошку из снега, намного больше, чем в натуральную величину. Кошка сидит на коробке и смотрит яркими солнечными глазами, и в ее глазах мерцают падающие снежинки. Я очарована, околдована этой белой кошкой. Ее глаза следуют за мной, я кричу: «Посмотри, она смотрит на меня!» И кошка действительно смотрит через падающий блестящий снег. «Не глупи, — говорит моя мать. — Это только кусочки зеленого камня». И она смахивает рукой кошачьи глаза и показывает мне яркую зеленую гальку. Я иногда думаю, что где-то в Тегеранском саду и сейчас лежат два зеленых камешка, которые однажды были глазами белой кошки, сияющими через кружащийся снег».
   С тех пор кошки прочно обосновались в сердце и в жизни Дорис Лессинг. Обладая силой воображения, достойной хорошего писателя-фантаста, и такой же наблюдательностью, писательница ближе, чем любой другой автор, подошла к пониманию неуловимой природы кошек, будь то полудикие животные на африканской ферме или городские кошки, живущие с ней в лондонской квартире. Дорис выпустила несколько книг, где описала жизнь своих питомцев — их поступки, взаимоотношения, привычки, параллельно разворачивая перед читателями и историю своей жизни.


     А началось все со сборника «Прежде всегокошки», изданного в 1967 году. В него вошли рассказы: «Прежде всего кошки», «Прежде всего кошки и Руфус», «Старость Эль Магнифико» и другие. В своих коротких историях Дорис рассказывает о кошках, которых знала с детства. Например, о двух своих питомицах: Серой Кошке и Черной Кошке. Эти кошки, напоминающие сегодняшних тайцев, жили у нее одновременно. При внешней схожести они были совершенно разными «личностями»: Серая — испорченная красавица, эгоистичное создание, в то время как Черная скромна и с очень сильно развитым материнским инстинктом. Руфус — бездомный кот (писательница подобрала его на улице, и он чудом остался в живых). «Пожалуй, самым умным котом был Эль Магнифико, — говорит она о своем литературном коте, чей образ списан с ее собственного домашнего любимца. — Мы с ним разговаривали. Он садился передо мной на стол или на другое возвышение, чтобы его глаза оказались на одном уровне с моими. И смотрел на меня. Так мы общались».
     Последнее издание на эту тему, сборник «О кошках», вышел в 2002 году. В его состав вошли в том числе и упомянутые рассказы. По словам критиков, книга блестяще показывает все тонкости кошачьего существования. Никакой другой автор не смог бы так правдиво показать взаимоотношения людей и кошек и привести столь убедительные причины, почему кошки так важны для людей.

В книге «Кошки» Дорис Лессинг делится своим опытом любви к животным. Это честные записки о кошачьей жизни рядом с человеком, вернее, о мно­жестве жизней, начиная с детства на ферме в Южной Африке и заканчивая сегодняшним днём в английской столице и окрестностях. В сборнике воспоминаний Лессинг просто и увлекательно рас­сказывает истории многих своих любимцев, а также рассуждает о том взаимном влиянии, кото­рое люди и кошки оказывают друг на друга. Сам стиль книги скорее документальный.

     Дорис Мей Лессинг — английская писательница-фантаст, лауреат Нобелевской премии по литературе 2007 г. Феминистка. Автор 5 романов из серии «Канопус в Аргосе» (1979—1983), содержащих различную трактовку философской проблематики пассивного участия слабого человечества в борьбе могущественных цивилизаций.
    Дорис Лессинг, урожденная Дорис Мэй Тейлор, родилась 22 октября 1919 года в Персии, в городе Керманшах (современный Бахтаран, Иран). Ее отец был офицером, а мать медсестрой. В 1925 году, когда девочке было 6 лет, семья будущей писательницы перебралась в Южную Родезию (сейчас — Зимбабве), бывшую тогда английской колонией. Сама Лессинг описывала годы, проведенные в африканской глуши, как кошмар, в котором лишь иногда было немного удовольствия. По словам романистки, несчастливое детство было одной из причин того, что она стала писать, рассказывая об отношениях колонизаторов с черными африканцами и пропасти, лежащей между двумя культурами.
     Дорис училась в католической школе, а потом до 14 лет в школе для девочек в столице Солсбери (сегодня Хараре), которую она так и не окончила. Никакого формального образования в дальнейшем она не получила. В юности она работала сиделкой, телефонным оператором, журналистом.
В июне 1995 Лессинг была удостоена степени доктора Гарвардского университета. В том же году посетила Южную Африку.
     Несмотря на то, что она была включена в королевские наградные списки, Лессинг отказалась принять высокое звание дамы-кавалера Британской империи, объясняя это тем, что Британской империи не существует. Тем не менее, в 1999 году она стала кавалером Ордена почета, которого удостаиваются люди, имеющие особые заслуги перед нацией. Она также является обладательницей многих литературных наград, в том числе испанской премии принца Астурийского, британской Сомерсета Моэма, итальянской Гринцане-Кавур, германской Шекспировской премии Альфреда Тепфера. В 2007 году Дорис Лессинг была удостоена Нобелевской премии по литературе, став таким образом первым нобелевским лауреатом, работавшим в жанре фантастики. Подводя итоги своей писательской карьеры, Лессинг отметила, что собрала полный «флэш-рояль» литературных премий.

    В последнее время у писательницы жила обычная черно-белая кошка по кличке Юм-Юм. Вот что рассказывала Дорис в одном из интервью: «Ее предыдущий хозяин ужасно с ней обращался и потом выгнал на улицу. Я взяла ее к себе уже пятилетней. Она была очень запугана и провела несколько месяцев под диваном, только изредка из-под него вылезая. Потребовалось много времени, чтобы она успокоилась и стала жить жизнью обычной кошки».
Лессинг не стерилизовала своих кошек. Она считала: «Появление котят делает кошек более мягкими и дружелюбными по характеру. Я знаю, что за такие слова буду освистана многими любителями кошек. Они скажут, что это безответственно — позволять рождаться котятам, которым так трудно найти хозяев. Но это мое мнение, и я обычно не беру стерилизованных кошек».
   Юм-Юм назвали в честь героини оперы А. Саливана «Микадо». Дорис объясняла: «В этой опере Юм-Юм — очень богатая, красивая, избалованная девушка, которая собирается стать императрицей. Мне показалось забавным назвать эту очень уравновешенную кошку средних лет Юм-Юм. Правда, большинство людей не понимают, в чем тут юмор, — сухо добавляет писательница. — К сожалению, люди, не задумываясь, выбрасывают кошек на улицы, если те им надоели. Жизнь бывшей домашней кошки обычно коротка. Если вы видите пару светящихся глаз, которые смотрят на вас из-за изгороди, подумайте о том, что этому коту, вероятно, долго не жить, откройте ему дверь своего дома».

Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.epwr.ru/quotauthor/435/

Комментариев нет:

Отправить комментарий