среда, 1 марта 2017 г.

Коты в литературе


 Начался март – и кошатники отмечают праздник своих любимцев.
Каждый год 1 марта в очень многих странах мира отмечается Всемирный день кошек, который объединяет миллионы владельцев этих животных по всему миру.
Интересно, что многие народы, в свою очередь, установили национальные дни чествования этих самых близких человеку домашних обитателей.

День кошек в Украине отмечается 1 марта, День кошки в Японии – 22 февраля, в США – 29 октября, а Франция День кошек отмечает 8 августа вместе со всем миром. История того, как появился День кошек, не сохранилась. Однако источники утверждают, что он возник благодаря древней связи между кошками и людьми. Специальный день, выделенный под праздник для кошек, призван привлечь внимание ко всем заслугам этих животных перед людьми.

Если обратиться к истории появления кошки рядом с человеком, то вопросов останется больше, чем ответов на них. Как кошка пришла к людям? Что заставило её это сделать? Почему она осталась жить в доме? Учёные до сих пор не нашли ответа на эти вопросы. Иногда шутливо говорят: может быть, не кошка пришла к человеку, а человек пришёл к кошке?

У людей и кошек отношения особые – простые, честные, лишённые притворства, без сложностей и противоречий. Собака человеку служит, прочих домашних животных он попросту использует, да ещё пренебрежительно называет скотиной И только с кошкой у человека полноценное сотрудничество – они живут вместе, потому что это выгодно им обоим. Для некоторых, особо одиноких людей, она является единственным существом, которому можно излить душу и которое в нашем веке вечной гонки и стресса успокаивает человека так, как это не сделает никакой психоаналитик.
Фигура кошки всегда казалась загадочной и мистической. Образ кошки двойственен. Такая двойственность, скорее всего, происходит от реального характера животного. Свободолюбивая и независимая, кошка всё же относится к разряду домашних животных. Хитрая, как лиса, она, чаще всего, всецело предана своей хозяйке (хозяину), поэтому местом обитания кошки считалось обитаемое человеком пространство.
В народных приметах отразились и наблюдения за поведением домашнего животного: если кошки носятся и кувыркаются, это значит, что собирается ветер; когда моют уши – собирается дождь; кошка моется, лижет лапу – к вёдру (когда моется лапкой к себе – быть гостям); усаживается спиной к очагу – можно ожидать мороза и бури; крепко спит, лежит брюхом или рыльцем вверх – к теплу. Многие гадания были основаны на толковании поведения кошек.

Особую функцию имеют кошки, о которых рассказывается в легендах. Образ кошки в славянских легендах достаточно специфичен – это кошка-творец и кошка-разрушитель (третья группа). Так, существует польская легенда о том, что с тех пор, как коты перевернули возок с ласточкой и поломали ей ножки, ласточка не умеет ходить, а только летает. Кашубская легенда рассказывает , что дьявол сотворил крысу, а Господь Бог снял рукавицу, бросил её, и из неё появилась кошка.
Для того чтобы внимательнее посмотреть на образ кошки и понять её натуру, мы обратились к произведениям мировой литературы. Образ кошки в литературе разных жанров и эпох занимает особое место. Обаяние и тайна, которыми обладают эти изящные, грациозные, ускользающие и вновь являющиеся как ни в чём ни бывало прелестные животные, вдохновляли многих.
Впервые кошка упоминается в китайских письменных источниках шестого века. В тексте говорится, что она очень похожа на тигра, только значительно меньше, живет в доме и ловит мышей. Не остались незамеченными положительные качества кошек и их с удовольствием пустили в сказки, в которых, как и в жизни, эти удивительные существа изображены верными помощниками человека.
Приписываемые кошкам волшебные способности, их девять жизней, связь с миром духов, умение предвидеть будущее и избавлять от недугов, открывали для писательского воображения самые широкие просторы. С детских лет каждый из нас помнит  ученого Кота Александра Сергеевича Пушкина, отважного Кота в сапогах Шарля Перро или Кота Котофеича из русского фольклора, кота из сказки Евгения Шварца «Два клена».

В особую группу можно выделить сказку Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес», роман Э. Т. А. Гофмана «Житейские воззрениякота Мурра» и повесть Сосэки Нацумэ «Ваш покорный слуга кот». О героях этих произведений можно сказать словами В. Ходасевича: «в забавах был так мудр и в мудрости забавен» . Эти животные философски оценивают мир и всё, что в нём происходит. Порой коты рассуждают логически и мыслят лучше, чем люди; дают им советы, заставляют о многом задуматься и найти ответы на множество вопросов.
Вы задаётесь вопросом «куда идти»? Чеширский кот (Л. Кэрролл. «Алиса в стране чудес») ответит вам: «Смотря куда ты хочешь попасть Куда-нибудь ты обязательно попадёшь. Нужно только достаточно долго идти». «Если не знаешь, что сказать, говори по-французски! Когда идёшь, носки ставь врозь! И помни, кто ты такая!» - это всё советы, к которым и сегодня будет не вредно прислушаться.
Загадка улыбки Чеширского кота не менее привлекательна, чем улыбка Моны Лизы. Во времена Л. Кэрролла часто говорили: «улыбается, как чеширский кот». Существуют две теории, пытающиеся это объяснить. Согласно первой из них: в графстве Чешир, где родился Кэрролл, некий неизвестный маляр рисовал ухмыляющихся львов над дверьми таверн. Согласно второй, чеширским сырам придавали одно время вид улыбающихся котов. «Это особенно в стиле Кэрролла, - утверждает доктор Филлис Гринейкер, автор психоаналитической работы о Кэрролле, - ибо в таком случае можно принять фантастическую идею, что кот из сыра может съесть крысу, которая съела бы сыр!».
В «Житейских воззрениях кота Мурра» учёный кот пишет свои глубокомысленные размышления на бумаге из дневниковых записей своего хозяина, композитора Крейслера. Автор сталкивает разные взгляды своих героев: реалистический и идеалистический (животного и человека). Если бы на месте животного-рассказчика был человек, то история при всей её гротескности не была бы такой эффектной.
 Считается, что у кошки девять жизней. Однако в мировой художественной литературе она прожила гораздо больше перевоплощений. К хитрецам можно причислить кота Базилио из «Приключений Пиноккио» Карло Коллоди. У Джанни Родари есть философские сказки — «Про мышонка из книжонки», где встретились книжная мышка и книжная кошка, не знающие жизнь и умеющие общаться только друг с другом. Кошки всё больше утверждаются как существа особенные, со своим внутренним миром, с чувством собственного достоинства и удивительной проницательностью. Такова «Кошка,которая гуляла сама по себе» Р. Киплинга.
Тесная связь кошек со всем мистическим также не оставляла писателей равнодушными. В одном из своих лучших рассказов «Черный кот» Эдгар По изображает кота зловещим существом, неким воплощением судьбы или, скорее, злого рока – в этом рассказе кот помогает разоблачить страшное преступление, которое главный герой рассказа скрывал много лет. Лирическому герою поэмы «Сфинкс» Оскара Уайльда в глазах кошки чудится разгадка главной тайны жизни, а сама поэма превращается в гимн всему кошачьему племени.
Несомненно, что знаменитый Кот Бегемот Булгакова – тоже из породы этих
мистических существ. Образ кошки получил в романе «Мастер и Маргарита»  Михаила Булгаковасильнейшее развитие. Булгаков дает понять, что за образом сравнительно невинного шута стоит сила, куда более могущественная. Бегемот (в конце романа он и заявлен как паж, развлекающий Воланда) в «Мастере и Маргарите» только шутит, паясничает, скоморошничает. Этот кот-оборотень и любимый шут сатаны, пожалуй, самый забавный и запоминающийся из свиты Воланда.
В разное время многие известные писатели обращались к теме, где одним из главных героев были эти домашние любимцы. Среди таких произведений есть и просто рассказы (К.Паустовский — «Кот ворюга», А. Куприн «Ю-ю», Е. Лукин «Дело прошлое», К. Чапек «С точки зрения кошки», Кортасар «Прост-ранственное чутьё кошек», Э. Хемингуэй «Кошка под дождём», Ричард Бах «Кот», Рэй Брэдбери «Кошкина пижама»), есть и  романы (Кунин  «Кыся»), произведения известных  авторов фантастики и фэнтези (Сергей Лукьяненко  «Купи кота», Роберт Хайнлайн «Дверь в лето», Роберт Шекли «Беличье колeсо»). Кир Булычёв в «Разуме для кота» заставляет читателей задуматься, становится ли существо лучше, если его наделить разумом.
Нельзя не вспомнить среди таких мистическим существ и говорящего кота Василия из романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу». Именно его видит главный герой Александр Привалов на заборе возле НИИЧАВО (кот издревле считался проводником в иной мир душ умерших и постоянным свидетелем, а то и участником магических действий). Кот Василий вступает в конфликты и диалоги с Наиной Киевной (она же Баба-Яга), а Привалова отговаривает ехать на Лысую Гору, чтобы отвезти старуху на шабаш, глубокомысленно изрекая в усы: «Не советую, молодой человек, не советую. Съедят».
Не обходятся без котов и кошек и детективы – М. Гордон «Таинственный кот идёт на дело», М. Ширли Руссо — серия «Серый Джо», В. Корнев «Тайны рыжего кота», А. Качановский «Три трупа и фиолетовый кот»… Серия Лилиан  Джексон Браун «Кот, который…», в которой каждая книга так и называется: «Кот, который выследил вора», «Кот, который знал Шекспира», «Кот, который  там не был»…
Можно еще много и много  перечислять произведения «кошачьей» тематики. Основное, что художественные произведения о кошках — это животный мир глазами людей и мир человеческий глазами животных. В сущности, мы похожи больше, чем кажется на первый взгляд.

Использованная литература:

http://www.labirint.ru/reviews/goods/396066/
http://animalworld.com.ua/news/Ryzhij-kot-Bob-kotoryj-proslavilsja-na-ves-mir
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://sibac.info/studconf/hum/vi/30358
http://www.hintfox.com/article/obraz-koshki-v-rysskoj-literatyre.html





Комментариев нет:

Отправить комментарий