пятница, 8 июля 2016 г.

Татьяна Соломатина

         Что может быть увлекательнее и захватывающей похода к врачу? Конечно же просмотр медицинского сериала дома перед телевизором с чашечкой чая в руке или чтение книги по медицине. Что греха таить: люблю смотреть медицинские сериалы, хотя сама не понимаю за что их любить. Может потому что смотреть со стороны все же лучше, чем самим проходить через больницу, капельницы, уколы, обследования, анализы, а может просто, хочется  верить, что есть такие врачи, что могут все:  и вылечить, и  выслушать, и совет дать. Художественная литература написанная докторами, тоже у многих вызывает интерес, на мой взгляд, потому что они пишут о том что знаю, используя свой опыт работы, иногда небольшой, а иногда и солидный. Мы, потенциальные пациенты, знаем о врачах все, как нам кажется, и в большинстве случаев даже не стараемся сдерживаться в высказываниях как о личных, так и профессиональных качествах лечащих нас эскулапов. А так ли хороши мы в роли пациентов?  Кто сможет нам ответить на этот вопрос лучше  самих врачей, конечно они сами.

         Что общего между столь разными писателями, как Конан Дойль, Шиллер,  Кобо Абэ,  Аксенов, Лем, Моэм? А вот что. Был в советское время такой тест на эрудицию: «Назовите четырех писателей-врачей". Одного называли все — разумеется, Чехова. Дальше, увы, начинались затруднения. Впрочем, довольно часто вспоминали Булгакова с его ранними рассказами из собственной практики. Читатели постарше отыскивали в памяти Викентия Вересаева, чья слава началась со скандальных "Записок врача". На четвертой же фамилии спотыкались почти все...Хотя можно было назвать любого из перечисленных выше, и еще многих других. Только среди литературных знаменитостей врачей по первой профессии несколько десятков.


   Писателей-медиков куда больше, чем, например, инженеров, и разве лишь юристы могут соперничать с ними в численности. Объяснить это нетрудно:профессия медика дает богатейший материал для познания жизни, характеров и человеческих отношений. Как сказал Жванецкий, любая история болезни- это уже сюжет.. А почему конкретные врачи берутся за перо? Причины могут быть у каждого свои, но очень часто осмысление врачебного опыта побуждает доктора от историй болезни перейти к повествованию художественному...


  Как оказалось  много писателей- врачей среди мужчин, а женщины чем хуже.  Ну не было среди них авторов- женщин. Иногда бывает, что текстом можно сломать даже алфавит. Свое место сразу после двух « медицинских» букв Б и В- Булгаков и Вересаев- данная буква С заняла по праву с самой первой книги. Со своим взглядом на коллег и на пациентов, со своей жизненной философией. Теперь есть Татьяна Соломатина, книги которой не выпускаешь из рук, пока не прочитаешь последнюю страницу.
   ТатьянаСоломатина — писательница, чьи книги «Большая собака», «Кафедра А&Г», «Психоз» и, конечно же, «Акушер-ХА!» не сходят с первых позиций в рейтингах русскоязычной прозы, — родилась 8 июля 1971 года в Одессе. 
Окончила Одесский медицинский институт, Московский университет имени Ломоносова. Кандидат медицинских и доктор философских наук. Работала акушером-гинекологом, заведующей отделением роддома. Была экспертом Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), сотрудником Детского фонда Организации Объединенных Наций. После нескольких лет работы за границей вернулась домой и решила в больницу больше не приходить.
 Стала публиковать заметки в онлайн и глянцевых изданиях. Успела поработать копирайтером, а затем и креативным директором в рекламном агентстве.
    И все- таки   годы, посвященные акушерству и гинекологии, даром не прошли. 14-летние цыганки, вздорные подружки «среднекрупных чиновников», юные наркоманки, под кайфом рожающие в канаве, оборванные крестьянки, производящие на свет восьмого по счету ребенка среди картофельных клубней. Врачам посчастливилось тесно пересекаться с теми слоями населения, о которых творческая интеллигенция иногда только догадывается. А уж если вспомнить про профессиональную этику и философию, замешанных на куда более прочном фундаменте, чем скороспелые «корпоративные принципы», то интересное чтение, кажется, обеспечено.
    Замужем. Муж Илья - успешный архитектор. Дочь  Маша. Характер отвратительный, работу в команде не признает. В силу чего невероятно лояльна, ценит мнение окружающих и уважает чужой труд. Отношение к Соломатиной, как к писателю, неоднозначно, что нисколько не удивляет: при всей кажущейся грубости и циничности ее самой, работы Соломатиной получаются на удивление светлые. Книги ее живые: легкие, ироничные, ни разу не скучные и не фальшивые. С женской беспощадностью она говорит о врачебном цинизме, а ты понимаешь, что сей цинизм- форма самозащиты тех, кто постоянно сталкивается с чужой болью, с кровью, со стонами- видит жизнь на грани смерти и ответственен за чужие судьбы. И при этом доктор, который для пациентов- бог параллельно живет обычной жизнью- у него дети, жены, мужья и вечная нехватка денег. Татьяне Соломатиной удается, возможно, самое трудное в творчестве: показать слабость и силу богов.
С чего же все началось? Вот как писательница сама говорит об этом: «Не так давно в романе Джона Ирвинга «Сын цирка» я вычитала такую фразу: «Каждый врач считает, что он гениальный писатель, просто ему некогда». Я вот решила время освободить. Поначалу писала для себя: в тетрадях, на белых ленточках газет, даже на обоях, чтобы мысль сохранить. Затем какой-то глянцевый журнал попросил прокомментировать что-то медицинское, после написать что-либо на эту же тему. Капельки падают на благодатную почву, и в один прекрасный день раздается телефонный звонок: «Мы читали ваши заметки, статейки, хотим предложить вам написать что-то солидное…» И появляется книга.»
 Первая  книга, ставшая успешной  — «Акушер-ХА!». Авторский сборник. Это был прецедент — вышел даже не роман никому не известного писателя, а авторский сборник. И прогнозы делали плохие…
    Т. Соломатина « Акушер-ХА»


 Что делать взрослому мужчине, если у него фимоз, и как это связано с живописью импрессионистов? Где мы бываем во время клинической смерти, и что такое ЭКО?
О забавном и грустном. О врачах и пациентах. О мужчинах и женщинах. О полной безысходности и о вечности. Благодаря этой книге вы по-новому посмотрите на привычные вещи: врачей и пациентов, болезни и выздоровление, на проблему отцов и детей, на жизнь и смерть...
Что может быть общего у топ-менеджера интеллектуального  бизнеса и звезды телесериалов? У врача, работающего в государственном лечебном учреждении и у адептов тантрических практик? Да все, что угодно. Во-первых, все они люди (даже если опрометчиво мнят себя богами) и ничто человеческое… Включая привычки, характеры, судьбы. Во-вторых, героини романа "Девять месяцев " - женщины. А женщина - очень отличная от мужчины форма жизни. У мужчин частенько создается иллюзия, что это именно они правят миром, руководят делами, диктуют условия, выбирают себе жену. Но если хоть один из них всерьез и надолго поверит в то, что он способен переиграть женщину в чем угодно, пусть вспомнит, что на свет он был рожден самой обыкновенной женщиной. И очень может быть - в самом обыкновенном родильном доме нашего (или вашего) города. После того, как главное за мужчину в очередной раз сделано женщиной, ему остается всего лишь: вырасти; построить дом; посадить дерево; подарить унитаз фонду "Искусственная почка" и воспитать дочь - очередную участницу бесконечной комедии женских положений…
Так "про что" книга? Про женщину. Про Беременную Женщину. Именно про ту, в чью сторону вы сегодня фыркнули: "С таким пузом дома надо сидеть!" А ей вот не сидится… 


     Больница- это особое сообщество. Для кого-то весь мир-театр, а люди в нем актеры. Для автора и её коллег- весь мир скорее больница, и люди в нем -пациенты. Об этом особом мире и идет речь в этих книгах. Быт. Случаи из практики. Отношения врачей между собой, отношения врачей и пациентов. Профессиональные мелочи из которых складывается любое ремесло. Невозможность привыкнуть к смерти пациента, и ощущение общего счастья в момент рождения ребенка. И скептицизм  автора  насчет гендерного равенства : « Не будет никакого « гендерного равенства», пока хотя бы один мужик не забеременеет и не родит». 



Использованная литература:
http://fakty.ua/136049-tatyana-solomatina-v-odesse-menya-poselili-v-nomere-gde-zhil-leonid-utesov-pervoe-chto-podumala-togda-vot-sbylas-mechta-idiot
http://www.kp.ru/daily/25628.3/792985/



Комментариев нет:

Отправить комментарий