воскресенье, 3 апреля 2016 г.

Ганс-Христиан Андерсен

       Недавно я открыла для себя нового Андерсена. По вечерам, с трудом укладывая ребенка в постель, я в который раз перечитывала знакомые сказки, растиражированные до навязчивости на конфетных обертках и стенах детских поликлиник, искаженные до неузнаваемости в сладеньких диснеевских сериалах. « Русалочка», « Снежная королева»,
« Гадкий утенок», ну может вспомнится еще пару сказок, а ведь их было намного больше.
     Вдруг я поняла, что встретилась с абсолютно незнакомым писателем и мой интерес к Андерсену не уступает детскому.

     Так для кого же писал великий сказочник — для детей или родителей? О чем его сказки и истории? О любви, о жизни, о дружбе, о чем? Каждый сам должен ответить на этот вопрос.
     Одни из лучших в мировой литературе детские сказки – они адресованы в равной мере и взрослым, что осознавал и сам автор. Но вот парадокс: великий проповедник Любви и Семейного счастья никогда его не имел. «Я заплатил за сказки непомерную цену, я отказался ради них от своего счастья и пропустил то время, когда воображение, несмотря на всю его силу и весь его блеск, должно было уступить место действительности».
     Ганс Христиан Андерсен никогда не был женат. Он любил. Глубоко и безответно.
Любил дочь своего покровителя, конференц-советника Ионаса Коллина, пренебрегшую его чувством. И ослепительную примадонну Иенни Линд, чуткую и добрую женщину, которая смогла ответить ему только искренней дружбой. О своей любви Андерсен писал в сказках — открыто и завуалированно. Любовь для него — это и безмолвное страдание Русалочки, непонятой, невостребованной, нелюбимой, и молниеносно-прекрасная гибель Балерины, возлюбленной Оловянного солдатика.   Жизнь Андерсена невозможно представить без любви, чаще всего безответной. Последняя и самая глубокая любовь пришла к нему осенью 1843, когда в Копенгаген приехала знаменитая оперная певица Иенни Линд. Казалось, вот оно, столь долгожданное «созвучье душ». Но и эта встреча обернулась для Андерсена душевной болью, и всю жизнь он прожил холостяком.
   Наверное,  все же сначала стоит вернуться в детство великого сказочника и немного рассказать о биографии сказочника, в которой как оказалось кроется много загадок.
  Молодой и бедный башмачник из датского города Оденсе, горячо любивший свою жену, собственноручно сколачивал мебель для мастерской из подручных средств. Для брачной кровати пригодились остатки помоста, на котором еще недавно стоял гроб с телом графа Граспе. Именно на этой кровати 2 апреля 1805 года родился будущий сказочник.
Что это было — зловещая случайность, предзнаменование или счастливая примета?
    Итак, сын башмачника и прачки появился на свет. Что же ему могли дать родители? Совсем немного - только фамилию, оканчивающуюся на «-сен», что служило вернейшим признаком плебейского происхождения. Впрочем, по отцовской линии ему достались необузданная фантазия и тяга к путешествиям. Вернувшись калекой из армии Наполеона Андерсен-старший рассказал, что происхождение у них вовсе не плебейское, а самое что ни на есть благородное: Андерсены, оказывается, родственники короля.
      Легенда? Возможно. Но согласно автобиографии Ганса Христиана, в детстве он играл с неким Фритсом, который потом взошёл на престол под именем Фредерика VII: «У меня не было друзей среди уличных мальчишек - только принц». Интересно, что после смерти короля к гробу были допущены только его родственники и писатель Андерсен. В зрелом возрасте круг знакомых и друзей тоже не похож на плебейский. Шведская королевская семья рыдала в голос, когда он читал ей «Историю одной матери». Король Пруссии и император Мексики награждали его пышными орденами и крупными стипендиями. Преемник «Фритса», король Кристиан IX, прямо-таки обожал писателя и выделил ему пожизненную пенсию в тысячу ригсдалеров. Более того - он вполне успешно «подсадил» своих детей на сказки Андерсена. А дети потом утвердились на солидных европейских престолах - в Англии, Греции и России (мать Николая II в девичестве звалась принцессой Дагмарой). Сказки Андерсена в России сначала публиковали неохотно, но когда Николай II утвердился на престоле, тут же вышло четырёхтомное собрание сочинений Андерсена - видимо, Дагмара привила сыну настоящую любовь к сказкам.
    А вот еще интересный факт: знаете как Андерсен объяснял смысл своего «Гадкого утенка»?!
     «Ты можешь вырасти на птичнике, главное, что ты вылупился из лебединого яйца. Если бы ты оказался сыном селезня, то из гадкого утенка превратился всего лишь в гадкую утку, каким бы добрым ни был!» — вот неожиданная мораль сказки. Писатель был уверен: отец его — король Кристиан Восьмой, который, будучи принцем, позволял себе многочисленные романы. От связи с дворянской девушкой Элизой Алефельд-Лаурвиг якобы и родился мальчик, которого отдали в семью сапожника и прачки. Во время путешествия в Рим датская принцесса Шарлотта-Фредерика действительно сказала Андерсену, что он является внебрачным сыном короля. По всей видимости, она просто посмеялась над бедным фантазером. Однако, когда нищий писатель в 33 года неожиданно получил ежегодную королевскую стипендию, он еще больше уверился в том, что «отец его не забывает». 

    В детстве Ханса Кристиана «гоняли» все — от учителя, лупившего по рукам линейкой за невнимательность и страшную неграмотность, до однокашников, которым он «заливал» по-черному. Только одна-единственная девочка Сара как-то подарила белую розу. Длинноносый нескладный мальчуган был так поражен, что всю жизнь помнил чудо. Волшебная роза есть во многих его сказках.
       После смерти отца семья едва сводила концы с концами, и двенадцатилетнего Андерсена отдали в подмастерья, сначала на суконную фабрику, затем на табачную. Вскоре из Копенгагена в Оденсе приехала труппа, которой для спектакля срочно требовался статист, и Андерсен получил бессловесную роль кучера, уверившись, что театр – его призвание. В 1819 четырнадцатилетний Андерсен, заработав немного денег и купив первые в жизни сапоги, отправился завоевывать Копенгаген — в поисках счастья и славы. Для начала он стал артистом, но не очень удачливым. В те годы будущий великий сказочник едва сводил концы с концами. Однако именно тогда он начал писать. Юное дарование заметили, у него появились богатые покровители, которые обеспечили ему обучение в театральном училище и университете. Андерсен продолжал писать — стихи, сатирические рассказы, пьесы для копенгагенских театров.
    Благодаря помощи покровителей он посещал балетную школу, получал бесплатные уроки латыни, немецкого и датского языков, принялся всерьез за изучение мировой драматургии и поэзии. И постоянно сочинял, живя по углам и впроголодь. Мечтам о театральной карьере пришел конец после приговора актера Линдгрена: «Чувств у Вас много, но актера из Вас никогда не получится».
   В 1829 вышла первая романтическая проза Андерсена – «Путешествие пешком от Хольмен-канала до восточного мыса острова Амагер», где автор пародировал себя в виде «тощего кота в плаще поверх ночной рубахи». Родоначальник датского водевиля, эссеист Гейберг позже назвал книгу музыкальной фантазией. Актерское начало, помогающее Андерсену мысленно перевоплощаться в своих персонажей, принесло долгожданные плоды. Его водевиль «Любовь на Николаевой башне» (1829) имел шумный успех. В 1831 отправился в первое путешествие по Германии, итог которого – эссе-размышление «Теневые картины» (1831) и сборник стихов «Фантазии и эскизы». За два года вышли 4 сборника стихов. В 1833 подарил королю Фредерику цикл стихов о Дании и получил небольшое пособие для путешествия по Европе. Началась его «эра странствий». В Париже познакомился с Генрихом Гейне, в Риме – со знаменитым скульптором Торвальдсеном, здесь же начал писать свой первый роман «Импровизатор».
     После Рима отправился во Флоренцию, Неаполь, Венецию, написал эссе о Микеланджело и Рафаэле. В Англии завязывается дружба с Чарльзом Диккенсом. Во Франции сблизился с Виктором Гюго, познакомился с О. де Бальзаком и Александром Дюма. На стихи Андерсена писали романсы Шуман, Мендельсон и Григ. В ранний период творчества Григ часто обращался к поэзии великого датского поэта и сказочника Андерсена. В его стихах композитор нашел созвучные собственному строю чувств поэтические образы: счастье любви, открывающее человеку бесконечную красоту окружающего мира, природы. В песнях на тексты Андерсена определился характерный для Грига тип вокальной миниатюры: песенная мелодия, куплетная форма, обобщенная передача поэтических образов. Все это позволяет причислить такие произведения, как «В лесу», «Избушка», к жанру песни (а не романса). Несколькими яркими и точными музыкальными штрихами Григ вносит живые, «видимые» детали образа. Национальная характерность мелодии и гармонических красок придает особую прелесть песням Грига.
    «Жить значит путешествовать»- эту фразу Андерсена в наше время взяли на вооружение тысячи туристических бюро. Сказочник был одержим движением, в общей сложности он совершил 29 больших путешествий, что по тем временам казалось почти невероятным. В поездках он проявил себя отважным и выносливым человеком, ездил верхом и хорошо плавал.
  Путешествия — первая, самая радостная тема творчества Андерсена. Начинающий писатель истратил на экскурсию по Европе свой первый гонорар и не уставал странствовать до самой старости. Своими впечатления он делился в романах и сказках. Швейцария, Греция, Италия, Передняя Азия, Африка, описание этих стран столь красочны и убедительны, как будто написаны коренным жителем.

    На склоне лет Ханс Кристиан Андерсен был если не счастлив, то доволен судьбой. Он стал статским советником, был награжден орденом. Королевская семья любила «короля сказки», как называли Андерсена в газетах, он часто был желанным гостем во дворце.
    Однажды сказочник получил письмо от американской девочки, в конверт были вложены один доллар и газетная статья под названием «Долг детей!». Автор статьи призывал детей Америки помочь любимому писателю. Андерсен был очень растроган. Он написал открытое письмо детям, в котором объяснял, что вовсе не беден, но что ему очень дорого внимание маленьких читателей. И на свое семидесятилетие Андерсен получил от детей Америки иллюстрированный альбом.
     Чем же этот датчанин так покорил сердца и королей, и простолюдинов? Можно ли строить карьеру, занимаясь лишь самокопанием, постоянно и на каждом шагу рыдая и жалуясь на судьбу? Андерсену это удалось. Он боялся ограбления, наёмных убийц и сумасшествия. Собак и потери паспорта. Смерти в воде и в огне - всегда возил с собой верёвку, чтобы в случае пожара выбраться из окна. Погребения заживо - рядом с кроватью клал записку: «На самом деле я не умер». Страшно переживал, когда ему казалось, что он переплатил за билет или книгу.
    Неудивительно, что при таком отношении к жизни большая часть сказок Андерсена заканчивается трагически. Ещё в детстве он написал пьесу, в которой умирали все поголовно. Позже смерть наполняется явными христианскими тонами жертвенности. Вспомним хотя бы «Русалочку», ставшую символом Копенгагена. 
Незадолго до смерти — а прожил он 70 лет — Ханс Кристиан просил композитора Хартмана сочинить марш к его похоронам. И подогнать ритм под детский шаг, поскольку дети будут участвовать в церемонии.

Он не боялся травмировать детскую психику, ненавидя счастливый конец и оставив нам грустные, а порой и мрачные сказки. Единственным произведением, которое, как он признался, трогало его самого, была «Русалочка».


  В 1872 году Андерсен упал с кровати, сильно расшибся и больше уже не оправился от травм, хотя прожил еще три года. Писатель умирал от рака печени. К сильным болям добавились со временем приступы удушья и бессонница. Дневники и письма последних дней жизни хранят следы его страданий. Он тогда написал: «Сказки больше не стучатся ко мне в дверь».
    Смерть наступила 4 августа 1875 года. На похороны Андерсена пришли все студенты, депутаты города Оденсе, иностранные послы, министры и сам король. Перед ним склонили траурные знамена. Похоронили короля сказок в фамильном склепе Коллинов. В Дании был объявлен национальный траур.
   Как часто случается так, что творения писателя становятся признанными только после того, как автора уже нет с нами. Судьба была благосклонна к Андерсену, и ему было суждено превратиться из гадкого утенка в короля сказки.
   Одному из самых известных сказочных персонажей Андерсена установлен памятник в столице Дании – Копенгагене. У набережной Лангелинье, при входе в Копенгаген со стороны моря, находится самая известная в Дании скульптура, посвященная Русалочке. Эту бронзовую скульптуру создал в 1913 году скульптор Эдвард Эриксен и ей суждено было стать всемирно известной эмблемой Копенгагена и Дании.
  Одна из центральных улиц Копенгагена – бульвар Андерсена, на ней же находится и памятник сказочнику. Он лично, еще при жизни, утвердил этот проект. Как-то Андерсену, уже глубоко больному человеку, скульптор Огюст Сабе принес показать эскиз памятника, над которым собирался работать. Эскиз представлял собой писателя, окруженного детьми, слушавшими сказки. Андерсен был в возмущении:
 – Вы хотите, чтобы я читал мои сказки в окружении детей, которые виснут на моих плечах и коленях? Да я и слова не скажу в такой атмосфере!
   Скульптор послушался Андерсена и оставил писателю только книгу, с которой сказочник сидит в задумчивости.
Он и в самом деле побаивался детей. Однажды, будучи в гостях у Гейне и его жены-парижанки, у которых по дому носилась куча детишек, сказочник стал испуганно озираться. Гейне заметил это и пошутил: «Не волнуйтесь, это не наши дети, мы заняли их у соседей на вечер, чтобы попугать вас».

   Источники
http://musike.ru/index.php?id=94

  

Комментариев нет:

Отправить комментарий