понедельник, 8 февраля 2016 г.

Агата Кристи

    Подсчитано, что в мире опубликовано и распродано более двух миллиардов книг Агаты Кристи, что делает ее мировым рекордсменом литературной популярности. С ней могут соперничать лишь тиражи Библии и произведений Шекспира. Кристи опубликовала 66 детективных романов и 14 сборников рассказов, не считая шести любовных романов, подписанных псевдонимом Мэри Уэстмакотт. Ее самый популярный роман "Десять негритят" распродан тиражом более ста миллионов экземпляров.
      Кроме того, романы Кристи лидируют среди переводной литературы: согласно статистике ЮНЕСКО, ее книги переведены более чем на 100 языков. И если уж говорить об установленных английской "королевой детектива" мировых рекордах, то следует отметить еще один: ее пьеса "Мышеловка" бьет рекорды продолжительности театральной постановки – она непрерывно идет в Лондоне с 1952 года, и к 2015 году состоялось уже более 25 тысяч представлений, которые по-прежнему проходят с аншлагом. По романам Кристи снято более тридцати художественных фильмов, не считая знаменитого телесериала из 70 эпизодов "Пуаро Агаты Кристи". В 1971 году за выдающийся вклад в британскую литературу королева Великобритании присвоила Агате Кристи звание кавалерственной дамы, что равнозначно возведению мужчины в рыцарское достоинство.
  15 сентября 1890 года в британском графстве Девон родилась Агата Миллер — сегодня мы знаем ее как детективного гения, одного из самых популярных авторов ХХ века Агату Кристи. Ее жизнь была полна противоречивых и неординарных эпизодов, многие из которых нашли воплощение в рассказах писательницы.

Как зачастую случается с талантливыми людьми, Агата страдала дисграфией — неспособностью записывать текст. Все ее произведения были надиктованы.
Первоначально Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, урожденная Миллер, собиралась издаваться под псевдонимом Мартин Уэст или Мартин Грэй, полагая, что женское имя автора детектива может вызвать у читателей некоторые предубеждения, позднее она решила оставить настоящее имя и фамилию первого мужа — Кристи.
Во время Первой мировой войны Агата Кристи работала медсестрой в военном госпитале, затем она попала на работу в аптеку, благодаря чему стала отлично разбираться в ядовитых веществах. Возможно, поэтому именно отравление ядом так часто встречается в ее детективах.
1926 год стал одним из самых сложных в судьбе Кристи, тогда же произошло ее загадочное исчезновение. Умерла ее мать, брат стал законченным наркоманом, издателям не понравился роман «Убийство Роджера Экройда», в котором повествование велось от лица убийцы, и в довершение всего ее муж Арчибальд влюбился в другую женщину и потребовал развода. После этого Агата пропала, ее долго искали и даже обратились за помощью к другому британскому мастеру детективов — Артуру Конан Дойлу.

Через некоторое время Агату нашли в небольшом санаторном городке, где она представлялась всем как Тереза Нил. У нее очень сильно пострадала память: она смутно помнила мужа, не могла вспомнить имя дочери, а родную сестру узнала только через несколько дней.
Некоторые полагали, что писательница специально разыграла ситуацию со своей «пропажей», чтобы отомстить мужу.
 Браян Алдисс, знакомый Агаты Кристи, как-то рассказал о ее методах: «Она дописывала книгу до последней главы, потом выбирала самого маловероятного из подозреваемых и, возвращаясь к началу, переделывала некоторые моменты, чтобы подставить его».
По словам Кристи, с самого детства и до глубокой старости ей снился один и тот же сон: мужчина с обрубленными руками и страшным лицом. Она называла его Человек-убийца, хотя во сне он ни разу никого не убил.
Во время Второй мировой Агата Кристи написала два рассказа — «Занавес» (Curtain) и «Забытое убийство» (Sleeping Murder), которые должны были стать последними книгами об Эркюле Пуаро и мисс Марпл,
двух ее самых популярных персонажах. По просьбе Агаты Кристи обе книги были спрятаны в банковский сейф и должны были выйти в свет, когда Агата Кристи уже не сможет писать.
Рассказы были изданы в 1974 году, когда писательнице исполнилось 84 года…

 Фильм «Убийство в Восточном экспрессе» был единственной экранизацией произведений писательницы, которой Агата Кристи была полностью удовлетворена. В частности, она сказала, что исполнение АльбертомФинни роли Эркюля Пуаро было наиболее близко к созданному ею литературному персонажу. Агата Кристи много путешествовала, а роман, взятый за основу этого фильма, был написан в Стамбуле, куда писательница приехала на отдых со своим супругом.

Агата Кристи была замужем дважды, от первого мужа она родила дочь Розалинду. Второй раз она вышла замуж довольно поздно, при этом муж был моложе ее на пятнадцать лет. Он был археологом, и Агата часто шутила, что жена археолога должна быть намного старше мужа, чтобы его заинтересовать.
 Ее книги изданы тиражом свыше двух миллиардов экземпляров и переведены на 103 языка мира. Агата Кристи стала одним из символов Великобритании, ее шедевры являются самыми публикуемыми после Библии и сочинений Шекспира.
Также Агата Кристи установила рекорд по максимальному числу театральных постановок произведений, а ее пьеса «Мышеловка» (Mousetrap) впервые была поставлена в 1952 году и до сих пор непрерывно демонстрируется на подмостках Лондона.
 Агата Кристи является автором многих великих высказываний, самым знаменитым из которых стало: «Свобода стоит того, чтобы за нее бороться».
     Агата Кристи жила в своих книгах, она писала свою жизнь. В чертах ее персонажей вы найдете викторианскую чопорность и прямоту ее бабушек (одна из которых умела определять ложь “по запаху”), склонность к мистицизму и властность матери, обворожительный шарм отца, чарующий романтизм истории их любви - и при этом по-английски трезвое восприятие жизненных неурядиц.
    Атмосфера ее книг пропитана светлым покоем детства и отголосками кошмарных снов. На их страницах уживаются неподкупность и алчность, эгоизм и жертвенность, пасторальная наивность и психоанализ, музыка и медицина, архитектура и секреты садоводства.
    Ее молодые герои так и брызжут энергией, гоняясь за злодеями по всему свету, а пожилые детективы, уютно устроившись в кресле и потягивая горячий шоколад, разгадывают хитроумные криминальные загадки. Многие из них давно уже стали жить самостоятельной, независимой от книг жизнью. Их мир, безусловно, не такой, в котором живем мы, но мы, пожалуй, не отказались бы жить в их мире.
  Агата Кристи умеет привлечь любого читателя иллюзией уютной предсказуемости, а в последний момент изящно обвести вокруг пальца. Она мастерски использует то, что от века было свойственно человеческой натуре, - тягу к театру, шутке, к мистификации. Она умеет найти равновесие между “мистификацией” и “дозой истины”, каждое разоблачение, недосказанность, каждая “улика” в конечном итоге складываются у нее в единую картину. Причем все происходит на глазах у читателя. Миссис Кристи, как правило, предпочитает полагаться скорее на несколько искаженную интерпретацию происходящего, чем на утаивание каких-то фактов, - что и обеспечивает ей неизменное преимущество перед другими мастерами жанра. Она не боится показать читателю практически все, что можно. Именно в этой “приближенности” к читателю и скрыта причина успеха ее книг. В них обычные для нас заботы, сомнения, надежды предстают в виде увлекательных игр и упражнений для ума. Но главное не только, вернее, не столько это. Куда важнее, что делает она это с любовью. Что мы и ощущаем в каждой строчке. Да и сама она признается в этом на первых страницах “Автобиографии”: “Я люблю жизнь. Случалось, что мной овладевало беспросветное отчаяние, острая жалость к себе, жестокая печаль, но я всегда твердо знала, как это замечательно - жить... Я всегда считала жизнь увлекательнейшей штукой и считаю ее таковой и до сих пор”.
     Именно эта ее любовь к читателю и неуемное жизнелюбие, запечатленное в книгах, и заставляют нас время от времени хоть на несколько часов взять в руки томик Агаты Кристи.
     В один из непогожих зимних дней выздоравливающая после гриппа Агата вяло раскладывала пасьянс. К ней в спальню заглянула миссис Миллер и, увидев на лице дочери скучающее выражение, предложила: “Почему бы тебе не написать рассказ?" 

    
   В широком смысле ее книги были во многом результатом ее собственного жизненного опыта. Примером может стать создание образа Эркюля Пуаро. ( на фото в роли Эркюля Пуаро- Дэвид Суше).Необычные внешность и манеры Пуаро были вызваны желанием как-то отличить его от Шерлока Холмса и от множества других героев детективных романов. Многие перипетии романов Агаты Кристи в разной мере связаны с ее жизненными событиями и обстоятельствами ее биографии.

   Агата Кристи написала шесть романов романтического содержания под псевдонимом Мэри Уэстмакотт. Почему она все же предпочла остаться автором детективов?
    Временами она переставала писать детективы и сочиняла романтические истории, частично основанные на биографическом материале. Однако уже в начале 30-х годов у нее возникла устойчивая репутация талантливого автора популярных детективов. К тому времени уже были написаны первые романы о Пуаро. Детективы были ее главным источником дохода; книги других жанров не могли бы приносить равнозначный заработок. Когда она вторично вышла замуж, детективы оказались важным подспорьем для нее и ее мужа-археолога. Писательский опыт, который Агата    Кристи приобрела, создавая детективы, она использовала в работе над книгами в другом жанре. Тот факт, что она писала их под псевдонимом, думаю, говорит о том, что она считала эти книги второстепенным, побочным продуктом творчества. Видимо, эти романы удовлетворяли какие-то ее амбиции и чувства, не находившие выхода в детективах. И наоборот: опыт cоздания любовных и семейных романов она использовала при работе над детективами.
     И все же  если бы Агате Кристи не суждено было снискать славу королевы детектива, она все равно не осталась бы в безвестности.
     Оказывается,  под псевдонимом Мэри Уэстмакотт известная  «королева детективов» Агата Кристи написала шесть психологических романов. С одной стороны, они необычны  для Агаты Кристи - никакого тебе убийства! — и в то же время характерны для неё: вроде бы простые житейские истории, переживания человека, многослойное повествование, а внутри — глубина… Один из них — «Роза и тис». Сюжет, стиль, психология характеров — все  великолепно, оторваться просто невозможно. 
   Что же побудило ее, уже завоевавшего любовь публики автора детективов, приняться за обычные нравописательные романы, в которых к тому же явно угадывались личные переживания? Потребность заново переосмыслить жизнь и остаться при этом неузнанной? Писательские амбиции? Или любовь к мистификации? Это уже более полувека остается одной из множества загадок Агаты Кристи. Но если верно последнее, то ей это явно удалось, - о том, кто скрывается под псевдонимом Мэри Уэстмакотт, публика узнала только через пятнадцать лет после выхода первой книги
    В ее психологических романах, написанных под псевдонимом Мэри Уэстмакотт, чувствуются то же напряжение интриги, по-мужски уверенное перо и недюжинный характер этой великой женщины, чья жизнь сама была похожа на роман.
    Совсем обычная история — такие можно найти в любой воскресной газете: о женщинах, которые суют голову в духовку и включают газ или принимают упаковку снотворного. Как же получилось, что Силия, которая еще недавно была так счастлива со своим мужем, едва не пополнила печальный список? Вслед за поэтессой Эдной Сент-Винсент Миллей она могла бы повторить: «Мои дни омрачены не тем, что любовь ушла, а тем, что она ушла мало-помалу». Психологический портрет Силии не окончен — она удержалась от последнего рокового шага. В этой простой истории, написанной строгим и безжалостным пером великой Агаты Кристи, тысячи женщин узнают себя…
  6 романов Мэри Уэстмакотт, а именно:
1. Хлеб великана
2.Роза и тис
3.Дочь есть дочь
4.Разлученные весной (или Вдали весной)
5.Незаконченный портрет
6.Ноша (или Бремя любви)
    Бремя любви
   Последний из псевдонимных романов. Был написан в 1956 году. В это время ей уже перевалило за шестой десяток. В дальнейшем все свое свободное от написания детективов время писательница посвящает исключительно собственной автобиографии. Как-то в одном из своих интервью миссис Кристи сказала: «В моих романах нет ничего аморального, кроме убийства, разумеется». Зато в романах Мэри Уэстмакотт аморального с избытком, хотя убийств нет совсем. В «Бремени любви» есть и безумная ревность, и жестокость, и жадность, и ненависть, и супружеская неверность, что в известных обстоятельствах вполне может считаться аморальным. В общем роман изобилует всяческими разрушительными пороками. В то же время его название означает вовсе не бремя вины, а бремя любви, чрезмерно опекающей любви старшей сестры к младшей, почти материнской любви Лоры к Ширли, ставшей причиной всех несчастий последней. Как обычно в романах Уэстмакотт, характеры очень правдоподобны, в них даже можно проследить отдельные черты людей, сыгравших в жизни Кристи определенную роль, хотя не в ее правилах было помещать реальных людей в вымышленные ситуации. Так, изучив характер своего первого мужа, Арчи Кристи, писательница смогла описать мужа одной из героинь, показав, с некоторой долей иронии, его обаяние, но с отвращением – присущую ему безответственность. Любить – бремя для Генри, а быть любимой – для Лоры, старшей сестры, которая сумеет принять эту любовь, лишь пережив всю боль и все огорчения, вызванные собственным стремлением защитить младшую сестру от того, от чего невозможно защитить, – от жизни. Большой удачей Кристи явилось создание достоверных образов детей. Лора – девочка, появившаяся буквально на первых страницах «Бремени любви» поистине находка, а сцены с ее участием просто впечатляют. Также на страницах романа устами еще одного из персонажей, некоего мистера Болдока, автор высказывает собственный взгляд на отношения родителей и детей, при этом нужно отдать ей должное, не впадая в менторский тон. Родственные связи, будущее, природа времени – все вовлечено и вплетено в канву этого как бы непритязательного романа, в основе которого множество вопросов, основные из которых: «Что я знаю?», «На что могу уповать?», «Что мне следует делать?» «Как мне следует жить?» – вот тема не только «Бремени любви», но и всех романов Уэстмакотт.

Комментариев нет:

Отправить комментарий