четверг, 25 февраля 2016 г.

145 лет Лесе Украинке

   Настоящее имя известнейшей украинской писательницы - Лариса Петровна Косач. Родилась она в городе Новоград-Волынский. Ее мамой была писательница Ольга Косач, писавшая под псевдонимом Олена Пчилка. Отцом - Петр Антонович Косач, очень любивший литературу и живопись.

  В доме Косачей постоянно собирались писатели, художники и музыканты, устраивались вечера и домашние концерты. Основную роль в формировании взглядов будущей писательницы сыграл дядя Леси – Михаил Драгоманов - ученый, фольклорист, общественный деятель.
   В четыре года девочка научилась читать, в пять — играть на рояле, в восемь стала писать стихи. Леся знала несколько иностранных языков, что позволило ей возможность широко ознакомиться с классическими произведениями мировой литературы.
   Писать и печататься Украинка начала в возрасте 12 лет. К ее ранним произведениям относится украинский перевод "Вечеров на хуторе" Гоголя (в соавторстве с братом). Печаталась Украинка в заграничных журналах "Зоря", "Жите і слово", "Литературно-научный вестник"
   Леся очень любила музыку. Мама заметила врожденную музыкальность девочки, и  купила для своей малышки фортепиано, когда Лесе было всего пять лет.  Она начинает учится играть на нем и проявляет музыкальные способности. Первой учительницей становится её тетя Александра Косач — Шимановская. Леся любила уроки музыки, обучение давалось ей легко.
Но уже через год пришлось прервать уроки музыки.
6 (18) января 1881 года Леся  вместе с другими детьми пошла посмотреть на обряд освящения воды на речке Стыр в Луцке промочила ноги и очень сильно простудилась, что послужило началом тяжёлой болезни. Начались нестерпимые боли в правой ноге. Сперва решили, что это острый ревматизм. Затем боли появились в руках.
  Летом 1883 года у Леси диагностировали туберкулез костей, в октябре этого же года профессор А. Ринек оперировал левую руку, удалил кости, поражённые туберкулёзом. Рука осталась искалеченной. О музыкальной карьере Леси не могло быть и речи.
   Лесе приходилось лежать с загипсованными руками и ногой месяцами. Однажды ее тетя , Александра Антоновна, учившая девочку игре на фортепиано, заметила, что Леся довольно уверенно выбивает свободной от гипса ножкой такт. Оказалось, что так девочка… играла на фортепиано.
  С тревожными мыслями , предчувствиями, писала Леся Украинка строки стихотворения « К моему фортепиано». Она готовилась к поездке в далекую Вену на операцию- болезнь не отступала, не помогали морские купания, боль в ноге становилась нестерпимой. И как всегда в тяжелые минуты, Леся искала поддержки в музыке.


  Вот что пишет в своих воспоминаниях современник поэтессы : « Леся Украинка хорошо знала музыку, с особым чувством играла на пианино. Особенно она завораживала меня сонатой Бетховена « Quasi una fantasia...» речь идет про известную « Лунную» сонату Бетховена. Название этого произведения принадлежит поэту Людвигу Рельштабу. Сам композитор охарактеризовал свою музыку словами :« Quasi una fantasia...» - словно фантазия.»

   И Леся Украинка поддавалась влиянию музыки Бетховена. Великий композитор, который мужественно превозмогал страдания, музыкой « высекал огонь из людских сердец» и проникал звуками в самые потайные глубины души, был духовно близок поэтессе. Она тоже не покорилась жестокой судьбе и гордо провозгласила: «contra spem spero» - « Без надежды надеюсь»
   В жизни каждой женщины любовь, влюбленность играют очень большую роль, не стала исключением и Леся Украинка и её любовь подарила нам прекрасные стихотворения. Кто же были эти мужчины
Максим Славинский

Некоторые исследователи называют первой любовью будущей великой поэтессы Максима Славинского – Лесиного знакомого с 1886 года. Они познакомились в Колодяжном, когда девочке было 15, а Максиму - 18. Они вместе переводили Гейне. Вторая романтическая встреча состоялась в 1892 году. Впоследствие Славинский станет  одним из руководителей Центральной Рады, послом Украинской Народной Республики в Праге. Арестованный чекистами, он умрет в тюрьме.
Максиму Славинскому Леся Украинка посвятила такие шедевры любовной лирики, как "Горить моє серце", "Стояла я і слухала весну",  "Сон літньої ночі", "Хотіла б я піснею стати"...

Нестор Гамбарашвили

Исследователи утверждают, что молодая Леся Украинка була неравнодушна к Нестору Гамбарашвили - студенту Киевского университета, квартировавшему у Косачей  24-летняя Лариса Косач учила его французскому языку, он ее – грузинскому. Нестор подарил барышне старинный кинжал работы дагестанских мастеров. Когда Нестор женился в 1897- году, Леся заметила иронично: "Попался, как жучка, в панскую ручку!". Но для нее это была  личная драма – мать даже прятала подальше подаренный Нестором кинжал. Лариса написала Нестору множество писем, к сожалению, во время гражданской войны они были безвозвратно утеряны. В 1958 году Нестор Гамбарашвили  побывал в Киеве и плакал над Лесиной могилой.
Мало кто верит в то, что любить можно даже тогда, когда разделяют тысячи километров, непреодолимые проблемы и неизлечимые недуги. Такое бывает, хоть о подобных случаях  мало кто знает.
  Один из самых ярких в истории – это любовь Леси Украинки к Сергею Мержинскому.

  Леся, тяжелобольная, хрупкая и в тоже время удивительно сильная украинская поэтесса, встретила Сергея в Киеве, на тайной сходке социал-демократов. Свет его глаз, чистый и яркий, запечатлелся в её душе сразу и надолго. И когда через год они встретились в Крыму, где оба набирались сил и здоровья, она сразу его узнала. Сергей был сильно измождён тяжёлым недугом. Он похудел и осунулся, но блеск его синих глаз остался прежним. Сердце Леси замирало от его взгляда, а непонятное и неизведанное чувство тревожило разум и смущало её.
  Лесе очень нравилось прогуливаться с Сергеем по улицам, беседовать о поэзии, жизни. Она уже тогда передвигалась с помощью трости, болезнь разрушала её всё сильней. И всё же, несмотря на нестерпимую боль в своём теле, невозможно было отказать ему в прогулке к Ай-Петри. Как же нежно и трепетно он держал её под руку, переживая, чтобы она не упала! Тепло его руки обжигало, придавало сил и желания жить дальше. Ей ничего не нужно, кроме того, чтобы он был рядом. Его глаза, голос, любовь ко всему миру, скромность и ненависть к несправедливости. Всё это завораживало Лесю и притягивало к Сергею с ещё большей силой. Но сказать о своих чувствах они не осмелились. «Тільки ти вмієш рятувати мене від самої себе», — напишет она позже. Месяц пролетел как один день. Расставание пришло неожиданно. Она всё так женеторопливо прогуливалась улочками Ялты. Только теперь Леся мысленно беседовала с любимым, произносила его имя, вспоминала его взгляд. Она понимала, что никогда не сможет стать ему женой, не родит ему детей и даже права на его поцелуй у неё нет. Туберкулёз забрал всё. Кроме одного – возможности писать. И Леся всю свою любовь, все свои чувства и переживания описывала в своих произведениях. «Только с тобой я не одна. Только с тобой я не на чужбине…» Так появлялись лирические стихотворения, которые Леся посвящала Сергею. Отчаяние и надежду она высказывала в своей лирической поэзии. Все стихи о любви посвящены именно Сергею. «Мій друже, любий мій друже, створений для мене, як можна, щоб я жила сама, тепер, коли я знаю інше життя?». Одним из наиболее трепетных произведений Леси Украинки стал белый стих «Чому твої листи пахнуть зів”ялими трояндами?».



Судьба ещё несколько раз в течение четырех следующих лет сводила Лесю с любимым. Это были очень короткие, нежные и очень болезненные для женщины свидания в Киеве и Зеленом Гае.
Здоровье Сергея становилось с каждым днем хуже. Он остался один на один со своей болезнью. И только Леся, как голубка, полетела к нему, чтобы быть рядом. Леся приняла решение переехать к любимому и ухаживать за ним до последних дней. Сама ослабленная операциями, она поддерживала любимого, как могла, ни на минуту не показывая свою боль и подавленное состояние. У нее появились духовные силы, которые дали возможность быть рядом с любимым, поддерживать его в самую тяжелую минуту жизни, когда места надежде и любви уже не оставалось. Была только вера в то, что где-нибудь в подзведном мире их души встретятся. Настолько сильной была ее любовь. Хотя она  и не была взаимной. Будучи у кровати смертельно больного друга, товарища, любимого, выдерживая его порой несносный характер, она находит силы от его имени писать письмо женщине, которую он любит. Хрупкая девушка оказалась на удивление стойкой и сильной.
   Именно там, в Минске, у постели умирающего Мержинского она написала свою «Одержимую». Возможно, образ воскресшего Христа давал ей силы выдержать испытания. Мириам была верной своему учителю так же, как и Леся оставалась с Сергеем – до последней минуты. Возможно, библейский сюжет давал поэтессе надежду на то, что смерть не может разлучить людей…
   Первый и единственный фильм о Лесе Украинке « Иду к тебе»
Основой фильма послужила написанная Иваном Драчом повесть для кино. На основе подлинных документов - дневников, писем, воспоминаний - писатель рассказал всего об одном, но предельно емком эпизоде жизни Леси - эпизоде трагическом, полном боли, отчаянной борьбы с неотвратимо надвигающимся финалом: смертью самого близкого человека.
   Климент Квитка

Спустя шесть лет после смерти Сергея Мержинского, когда Лесе исполнилось тридцать шесть лет, на чтениях литературно-артистического кружка Киевского университета она встретила  студента первокурсника Климента Квитку, музыковеда и страстного собирателя народных песен. Леся Украинка предложила ему записать от нее песни, которые она знала.
 Строгая мать Леси была категорически против связи дочери с новым другом. Она искренне считала, что это мезальянс, что небогатый поклонник из мещан просто хочет нажиться на союзе с обеспеченной Лесей. Но дочь совершила решительный шаг. Она полностью отказалась от родительских денег и ушла к Клименту, чтобы начать с ним новую, самостоятельную жизнь.
     Они поженились. Скромный, нежный и терпеливый Квитка доказал своё искреннее чувство к дорогой его сердцу женщине. Он продавал всё нажитое им и таким образом собирал деньги для лечения жены. На вырученные суммы Леся лечилась в Европе у самых лучших докторов, но болезнь продолжала прогрессировать...
    Почему Леся Украинка стала женой Квитки, не любив его так сильно, а за Мержинского, к которому питала сильнейшие чувства, замуж не вышла? Леся так и не смогла этого объяснить. "Любовь не знает абсолютной справедливости, — замечала она в письме к своей сестре Ольге, — но в этом и есть её высшая справедливость".
    Даже после того, как  Леся Украинка вышла замуж за искренне любящего ее Климента Квитку, она хранила память о безвременно покинувшем ее возлюбленном. Шестилетний брак Леси Украинки и Климента Квитки прервала смерть поэтессы. Увы – супругу, обращавшемуся за консультациями к лучшим врачам Европы, не удалось ее спасти. Климент Квитка пережил свою любовь на сорок лет, так и не простив ей безвременного ухода из жизни.


Источники информации:
Яросевич Л.В. Леся Українка і музика- К.:Муз.Україна,1978.
gentlemanclub.uol.ua/ukr/text/4998277/


Комментариев нет:

Отправить комментарий