Настоящее имя
известнейшей украинской писательницы - Лариса Петровна Косач. Родилась она
в городе Новоград-Волынский. Ее мамой была писательница Ольга Косач,
писавшая под псевдонимом Олена Пчилка. Отцом - Петр Антонович Косач, очень
любивший литературу и живопись.
В
доме Косачей постоянно собирались писатели, художники и музыканты, устраивались
вечера и домашние концерты. Основную роль в формировании взглядов будущей
писательницы сыграл дядя Леси – Михаил Драгоманов - ученый, фольклорист,
общественный деятель.
В четыре года девочка научилась читать, в пять — играть на рояле, в
восемь стала писать стихи. Леся знала несколько иностранных языков, что
позволило ей возможность широко ознакомиться с классическими произведениями
мировой литературы.
Писать и печататься Украинка начала в
возрасте 12 лет. К ее ранним произведениям относится украинский перевод
"Вечеров на хуторе" Гоголя (в соавторстве с братом). Печаталась
Украинка в заграничных журналах "Зоря", "Жите і слово",
"Литературно-научный вестник"
Леся очень любила музыку. Мама заметила
врожденную музыкальность девочки, и
купила для своей малышки фортепиано, когда Лесе было всего пять
лет. Она начинает учится играть на нем и
проявляет музыкальные способности. Первой учительницей становится её тетя
Александра Косач — Шимановская. Леся любила уроки музыки, обучение давалось ей
легко.
Но уже через год пришлось прервать уроки
музыки.
6 (18) января 1881 года
Леся вместе с другими детьми пошла
посмотреть на обряд освящения воды на речке Стыр в Луцке промочила ноги и очень
сильно простудилась, что послужило началом тяжёлой болезни. Начались
нестерпимые боли в правой ноге. Сперва решили, что это острый ревматизм. Затем
боли появились в руках.
Летом 1883 года у Леси
диагностировали туберкулез костей, в октябре
этого же года профессор А. Ринек оперировал левую руку, удалил кости,
поражённые туберкулёзом. Рука осталась искалеченной. О музыкальной карьере Леси
не могло быть и речи.
Лесе приходилось лежать с загипсованными руками и ногой месяцами. Однажды ее тетя , Александра Антоновна, учившая девочку игре на фортепиано, заметила, что Леся довольно уверенно выбивает свободной от гипса ножкой такт. Оказалось, что так девочка… играла на фортепиано.
Лесе приходилось лежать с загипсованными руками и ногой месяцами. Однажды ее тетя , Александра Антоновна, учившая девочку игре на фортепиано, заметила, что Леся довольно уверенно выбивает свободной от гипса ножкой такт. Оказалось, что так девочка… играла на фортепиано.
С
тревожными мыслями , предчувствиями, писала Леся Украинка строки стихотворения
« К моему фортепиано». Она готовилась к поездке в далекую Вену на операцию-
болезнь не отступала, не помогали морские купания, боль в ноге становилась
нестерпимой. И как всегда в тяжелые минуты, Леся искала поддержки в музыке.
Вот что пишет в своих воспоминаниях
современник поэтессы : « Леся Украинка хорошо знала музыку, с особым чувством
играла на пианино. Особенно она завораживала меня сонатой Бетховена « Quasi una
fantasia...» речь идет про известную « Лунную» сонату Бетховена. Название этого
произведения принадлежит поэту Людвигу Рельштабу. Сам композитор
охарактеризовал свою музыку словами :« Quasi una fantasia...» - словно
фантазия.»
И Леся Украинка поддавалась влиянию музыки
Бетховена. Великий композитор, который мужественно превозмогал страдания,
музыкой « высекал огонь из людских сердец» и проникал звуками в самые потайные
глубины души, был духовно близок поэтессе. Она тоже не покорилась жестокой
судьбе и гордо провозгласила: «contra spem spero» - « Без надежды надеюсь»
В жизни каждой женщины любовь, влюбленность
играют очень большую роль, не стала исключением и Леся Украинка и её любовь
подарила нам прекрасные стихотворения. Кто же были эти мужчины
Максим
Славинский
Некоторые
исследователи называют первой любовью будущей великой поэтессы Максима
Славинского – Лесиного знакомого с 1886 года. Они познакомились в Колодяжном,
когда девочке было 15, а Максиму - 18. Они вместе переводили Гейне. Вторая
романтическая встреча состоялась в 1892 году. Впоследствие Славинский
станет одним из руководителей Центральной Рады, послом Украинской
Народной Республики в Праге. Арестованный чекистами, он умрет в тюрьме.
Максиму
Славинскому Леся Украинка посвятила такие шедевры любовной лирики, как
"Горить моє серце", "Стояла я і слухала весну", "Сон літньої ночі", "Хотіла б
я піснею стати"...
Нестор
Гамбарашвили
Исследователи
утверждают, что молодая Леся Украинка була неравнодушна к Нестору Гамбарашвили
- студенту Киевского университета, квартировавшему у Косачей 24-летняя Лариса Косач учила его французскому
языку, он ее – грузинскому. Нестор подарил барышне старинный кинжал работы
дагестанских мастеров. Когда Нестор женился в 1897- году, Леся заметила
иронично: "Попался, как жучка, в панскую ручку!". Но для нее это
была личная драма – мать даже прятала подальше подаренный Нестором
кинжал. Лариса написала Нестору множество писем, к сожалению, во время
гражданской войны они были безвозвратно утеряны. В 1958 году Нестор
Гамбарашвили побывал в Киеве и плакал
над Лесиной могилой.
Мало
кто верит в то, что любить можно даже тогда, когда разделяют тысячи километров,
непреодолимые проблемы и неизлечимые недуги. Такое бывает, хоть о подобных
случаях мало кто знает.
Один из самых ярких в истории – это любовь
Леси Украинки к Сергею Мержинскому.
Леся, тяжелобольная, хрупкая и в тоже время
удивительно сильная украинская поэтесса, встретила Сергея в Киеве, на тайной
сходке социал-демократов. Свет его глаз, чистый и яркий, запечатлелся в её душе
сразу и надолго. И когда через год они встретились в Крыму, где оба набирались
сил и здоровья, она сразу его узнала. Сергей был сильно измождён тяжёлым недугом.
Он похудел и осунулся, но блеск его синих глаз остался прежним. Сердце Леси
замирало от его взгляда, а непонятное и неизведанное чувство тревожило разум и
смущало её.
Лесе очень нравилось прогуливаться с Сергеем
по улицам, беседовать о поэзии, жизни. Она уже тогда передвигалась с помощью
трости, болезнь разрушала её всё сильней. И всё же, несмотря на нестерпимую
боль в своём теле, невозможно было отказать ему в прогулке к Ай-Петри. Как же
нежно и трепетно он держал её под руку, переживая, чтобы она не упала! Тепло
его руки обжигало, придавало сил и желания жить дальше. Ей ничего не нужно,
кроме того, чтобы он был рядом. Его глаза, голос, любовь ко всему миру,
скромность и ненависть к несправедливости. Всё это завораживало Лесю и
притягивало к Сергею с ещё большей силой. Но сказать о своих чувствах они не
осмелились. «Тільки ти вмієш рятувати мене від самої себе», — напишет она
позже. Месяц пролетел как один день. Расставание
пришло неожиданно. Она всё так женеторопливо прогуливалась улочками Ялты. Только
теперь Леся мысленно беседовала с любимым, произносила его имя, вспоминала его
взгляд. Она понимала, что никогда не сможет стать ему женой, не родит ему детей
и даже права на его поцелуй у неё нет. Туберкулёз забрал всё. Кроме одного –
возможности писать. И Леся всю свою любовь, все свои чувства и переживания
описывала в своих произведениях. «Только с тобой я не одна. Только с тобой я не
на чужбине…» Так появлялись лирические стихотворения, которые Леся посвящала
Сергею. Отчаяние и надежду она высказывала в своей лирической поэзии. Все стихи
о любви посвящены именно Сергею. «Мій друже, любий мій друже, створений для
мене, як можна, щоб я жила сама, тепер, коли я знаю інше життя?». Одним из
наиболее трепетных произведений Леси Украинки стал белый стих «Чому твої листи
пахнуть зів”ялими трояндами?».
Судьба
ещё несколько раз в течение четырех следующих лет сводила Лесю с любимым. Это
были очень короткие, нежные и очень болезненные для женщины свидания в Киеве и
Зеленом Гае.
Здоровье
Сергея становилось с каждым днем хуже. Он остался один на один со своей
болезнью. И только Леся, как голубка, полетела к нему, чтобы быть рядом. Леся
приняла решение переехать к любимому и ухаживать за ним до последних дней. Сама
ослабленная операциями, она поддерживала любимого, как могла, ни на минуту не
показывая свою боль и подавленное состояние. У нее появились духовные силы,
которые дали возможность быть рядом с любимым, поддерживать его в самую тяжелую
минуту жизни, когда места надежде и любви уже не оставалось. Была только вера в
то, что где-нибудь в подзведном мире их души встретятся. Настолько сильной была
ее любовь. Хотя она и не была взаимной.
Будучи у кровати смертельно больного друга, товарища, любимого, выдерживая его
порой несносный характер, она находит силы от его имени писать письмо женщине,
которую он любит. Хрупкая девушка оказалась на удивление стойкой и сильной.
Именно там, в Минске, у постели умирающего
Мержинского она написала свою «Одержимую». Возможно, образ воскресшего Христа
давал ей силы выдержать испытания. Мириам была верной своему учителю так же,
как и Леся оставалась с Сергеем – до последней минуты. Возможно, библейский
сюжет давал поэтессе надежду на то, что смерть не может разлучить людей…
Первый и
единственный фильм о Лесе Украинке « Иду к тебе»
Основой фильма послужила написанная Иваном Драчом повесть для кино. На основе подлинных документов - дневников, писем, воспоминаний - писатель рассказал всего об одном, но предельно емком эпизоде жизни Леси - эпизоде трагическом, полном боли, отчаянной борьбы с неотвратимо надвигающимся финалом: смертью самого близкого человека.
Климент Квитка
Основой фильма послужила написанная Иваном Драчом повесть для кино. На основе подлинных документов - дневников, писем, воспоминаний - писатель рассказал всего об одном, но предельно емком эпизоде жизни Леси - эпизоде трагическом, полном боли, отчаянной борьбы с неотвратимо надвигающимся финалом: смертью самого близкого человека.
Климент Квитка
Спустя
шесть лет после смерти Сергея Мержинского, когда Лесе исполнилось тридцать
шесть лет, на чтениях литературно-артистического кружка Киевского университета
она встретила студента первокурсника Климента Квитку, музыковеда и
страстного собирателя народных песен. Леся Украинка предложила ему записать от
нее песни, которые она знала.
Строгая
мать Леси была категорически против связи дочери с новым другом. Она искренне
считала, что это мезальянс, что небогатый поклонник из мещан просто хочет
нажиться на союзе с обеспеченной Лесей. Но дочь совершила решительный шаг. Она
полностью отказалась от родительских денег и ушла к Клименту, чтобы начать с
ним новую, самостоятельную жизнь.
Они поженились. Скромный, нежный и
терпеливый Квитка доказал своё искреннее чувство к дорогой его сердцу женщине.
Он продавал всё нажитое им и таким образом собирал деньги для лечения жены. На
вырученные суммы Леся лечилась в Европе у самых лучших докторов, но болезнь
продолжала прогрессировать...
Почему Леся Украинка стала женой Квитки, не любив его так сильно, а за Мержинского, к которому питала сильнейшие чувства, замуж не вышла? Леся так и не смогла этого объяснить. "Любовь не знает абсолютной справедливости, — замечала она в письме к своей сестре Ольге, — но в этом и есть её высшая справедливость".
Почему Леся Украинка стала женой Квитки, не любив его так сильно, а за Мержинского, к которому питала сильнейшие чувства, замуж не вышла? Леся так и не смогла этого объяснить. "Любовь не знает абсолютной справедливости, — замечала она в письме к своей сестре Ольге, — но в этом и есть её высшая справедливость".
Даже после того,
как Леся Украинка вышла замуж за искренне любящего ее Климента
Квитку, она хранила память о безвременно покинувшем
ее возлюбленном. Шестилетний брак Леси Украинки и Климента Квитки
прервала смерть поэтессы. Увы – супругу, обращавшемуся
за консультациями к лучшим врачам Европы, не удалось
ее спасти. Климент Квитка пережил свою любовь на сорок лет, так и
не простив ей безвременного ухода из жизни.
Источники информации:
Яросевич Л.В. Леся Українка і
музика- К.:Муз.Україна,1978.
gentlemanclub.uol.ua/ukr/text/4998277/
Комментариев нет:
Отправить комментарий